2.2. В задачи консилиума входит:
- обследование детей с особенностями психофизического развития, поступающих в ГБОУ ШИ г.
Алагир с целью определения их готовности к обучению и воспитанию, при необходимости
определения для них индивидуальной образовательной программы с учетом индивидуальной
программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- своевременное выявление детей школьного возраста, имеющих отклонения в физическом,
интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации;
- определение уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти,
внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого
и личностного развития ребенка для определения профилактических, коррекционных психологопедагогических и социальных мероприятий, обеспечивающих индивидуальнодифференцированный подход в обучении и воспитании;
- выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы, разработка рекомендаций
участникам учебно-воспитательного процесса для обеспечения индивидуально
дифференцированного подхода в процессе общего и коррекционного обучения и воспитания;
деференцированного подхода в процессе общего и коррекционного обучения и воспитания;
-при положительной динамике и компенсации недостатков в развитии детей
определение возможностей обучения и воспитания по основным образовательным или
другим программам обучения;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок учащихся,
организация для них лечебно-оздоровительных мероприятий;
- организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами,
участвующими в деятельности Консилиума, а также специалистами РПМПК.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПМПк
3.1. Диагностическое: выявление причин школьной неуспеваемости, а также проблем в
социальной адаптации ребенка.
3.2. Консультативное: оказание консультативной помощи педагогам школы и родителям
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с целью формирования
активноположительной позиции взрослых и эмоционально-положительного фона в
детском коллективе.
3.3. Просветительское: повышение профессиональной компетентности педагогов,
обучающих детей с различными особенностями в развитии.
3.4. Методическое: формирование банка диагностических и коррекционных методик,
учебно-методического и дидактического комплексов для обучения детей с особенностями
в развитии, банка консультационного материала для учителей и родителей (законных
представителей), заинтересованных в обучении, воспитании детей с особенностями в
развитии.
4. СОСТАВ ПМПк
4.1. Состав консилиума:
руководитель консилиума (заместитель директора), секретарь, учитель начальных
классов, педагог- психолог, педагог – дефектолог, социальный педагог, врач педиатр.
Учитель, представляющий ребенка на ПМПк, участвует в работе консилиума при
обсуждении вопросов, касающихся данного ребёнка.
4.2. Родители привлекаются к работе консилиума по желанию.
4.3. Функциональные обязанности специалистов консилиума определяются данным
Положением.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПк
5.1. Диагностический консилиум проводится в начале и в конце учебного года, с целью
определения уровня развития ребенка, причин школьной неуспеваемости и отслеживания
динамики познавательной деятельности ребенка и результативности обучения.
5.2. Проблемный консилиум проводится по мере необходимости для изучения заявок
педагогов, родителей, администрации на обсуждение проблем в обучении, воспитании и
адаптации обучающихся.
5.3. Аналитический консилиум проводится по заявке учителя, родителей для определения
характера индивидуальных и общешкольных проблем, стратегии и тактики их решения,
контроля за исполнением индивидуальных комплексных учебно-коррекционных
программ и внесения в них, при необходимости, соответствующих корректив.
5.4. Методический консилиум проводится с целью формирования банка диагностических
и коррекционных методик, консультационных материалов для родителей и педагогов
школы, подготовки индивидуальных диагностических и коррекционных пакетов для
учащихся, разработки содержания индивидуальных комплексных учебно-коррекционных
программ, а также для повышения профессиональной компетентности специалистов
консилиума.
5.5. Итоговый консилиум по результатам работы проводится в конце учебного года.
5.6. Консультации для педагогов школы и родителей проводятся с целью формирования
активно-положительной позиции взрослых и эмоционально-положительного фона в
детском коллективе.
5.7. Посещение уроков учителей школы специалистами консилиума осуществляется с
целью наблюдения за учащимися в образовательной среде массового класса.
5.8. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в год.
Приложение 1
Функциональные обязанности специалистов ПМПк
Руководитель ПМПк:
1. Планирует и организует работу ПМПк.
2. Координирует деятельность администрации, специалистов, педагогов, родителей по
формированию коррекционно-развивающей среды в образовательном учреждении (ОУ).
3. Формирует банк нормативно-правовых, программно-методических документов по
коррекционно-развивающей работе в школе.
4. Отвечает за составление индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов,
организует обследование детей с особенностями в развитии специалистами ПМПк.
5. Обеспечивает подготовку и внедрение новых технологий в специальное
(коррекционное) обучение детей с особенностями в развитии в школе. Отвечает за
составление рекомендаций и консультаций о специализированных формах помощи детям
с особенностями развития. Изучает и анализирует результаты обучения, развития и
воспитания детей в ОУ.
6. Участвует в мероприятиях, проводимых с родителями, педагогами школы по вопросам
обучения и воспитания детей с особенностями развития.
7. Проводит консультации для специалистов, учителей, родителей по вопросам
коррекционного обучения.
Психолог ПМПк:
1. Осуществляет диагностику социальной адаптации учащихся, имеющих отклонения в
развитии, изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросоциума,
условия жизни, интересы и потребности, положение в коллективе, трудности и проблемы,
выступает посредником между учеником и школой, семьей, органами власти.
2. Способствует созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению
полноценного личностного развития учащихся, имеющих специальные образовательные
потребности на каждом возрастном этапе.
3. Отслеживает социальную адаптацию учащихся, имеющих специальные
образовательные потребности в пределах выполнения учеником индивидуального
коррекционно-образовательного маршрута, утвержденного ПМПк.
4. В составе ПМПк участвует в разработке, утверждении и реализации учебнокоррекционных программ с учащимися, имеющими особенности в развитии, с целью
обеспечения включения их в учебную деятельность, способствует качественному
осуществлению всех коррекционных процессов.
5. Ведет плановую коррекционную работу с целью создания ситуации успеха для
учащихся с психофизическими и поведенческими отклонениями.
6. Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей компетенции
с учащимися, их родителями и педагогами школы.
7. Осуществляет повышение уровня своей квалификации исходя из потребностей детского
коллектива.
Медицинский работник:
1. Может участвовать в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их
индивидуального образовательного маршрута.
2. Проводит консультации с педагогами и родителями.
3. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь
(купирует приступ эпилепсии, делает инъекции (инсулин) и др.).
4. Осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
Социальный педагог:
1. Социальный педагог проводит обследование микросоциальных
условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи,
разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий
жизни ребенка.
2. Составляет характеристику семьи ребёнка, особенности
взаимоотношений и стиль воспитания;
3. Обследует жилищно-бытовые условия,
4. Выявляет признаки семейного неблагополучия.
5. Своевременно оказывает социальную помощь и поддержку
обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных
жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ.
6. Проводит профилактическую и информационно-просветительскую
работу по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе
профессиональных склонностей и интересов.
Учитель- дефектолог:
1. Проводит необходимую подготовительную работу к заседаниям ПМПк.
2. Вырабатывает коллегиальные рекомендации и заключения.
3. Рекомендует в соответствии с особенностями ребенка и структурой
нарушения оптимальные формы обучения, выбор приемов и методов учебной
и коррекционной работы с ребенком в рамках образовательных стандартов.
4. Разрабатывает совместно с другими специалистами ПМПк индивидуальный
образовательный маршрут и программу комплексной помощи ребенку.
5. Проводит диагностическое изучение уровня актуального развития ребенка,
данные которого сопоставляет с результатами обследования других
специалистов.
6. Обследует обучающихся с ОВЗ, определяет структуру и степень
выраженности имеющегося у них нарушений.
7. Планирует проведение коррекционно-развивающей работы во
взаимодействии со специалистами ПМПк, реализующими программу
комплексной помощи.
8. Отслеживает динамику развития обучающегося, определение соответствия
развития ребенка возрастным показателям и программным требованиям.
9. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
отклонений в развитии у школьников с использованием разнообразных
специфических приемов, методов и средств обучения в рамках
образовательного стандарта.
10.Реализует образовательные программы и программы комплексной помощи
во взаимодействии с другими специалистами ПМПк.
11.Выполняет рекомендации и решение заседаний ПМПк.
12.Принимает участие в организации и оформляет документацию для
обследования на ПМПК.
13.Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта;
14.Осуществляет связь с родителями, (лицами, их заменяющими).
15.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса.
Учителя-предметники:
1. Информируют о качественных характеристиках учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины описанных трудностей.
2. Информируют о количественных показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.
З. Описывают показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе
общения с педагогами и со сверстниками.
4. Описывают показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные
трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).
Классный руководитель:
Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует
собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.
Информация содержит:
- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;
- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Приложение 2
Перечень документации ПМПк
1. Заключение ПМПк.
2. Индивидуальная комплексная учебно-коррекционная программа (согласно
положению)
3. Протоколы заседаний консилиумов.
Приложение 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
психолого-медико-педагогического консилиума
Фамилия, имя ребенка
____________________________________________________________
Дата рождения
__________________________________________________________________
Дата обследования
_______________________________________________________________
Школа _______________________________________________
Класс_____________________
Домашний адрес
________________________________________________________________
___________________________________________Телефон
____________________________
Ф.И.О. родителей (возраст, образование, род занятий в настоящее время)
_____________________________________________________________________________
__
_____________________________________________________________________________
__
Сведения о семье ребёнка (другие члены семьи, полн/неполн. семья, условия проживания
и т.д.)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Причины направления на консилиум:
_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение консилиума
_____________________________________________________________________________
Рекомендации консилиума:
____________________________________________________________________________
Председатель Психолого-медикопедагогического консилиума
_____________________________Подпись ___________Ф.И.О.
Члены Психолого-медикопедагогического консилиума
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Приложение № 4
Форма заявления на обучение по адаптированной образовательной программе
Директору ГБОУ школы – интерната
Качмазову А.К.
________________________________________
________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя))
Адрес:__________________________________
Телефон: ________________________________
Адрес электр. почты: ____________________
Заявление о согласии
на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной образовательной программе
Я, ___________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя (законного представителя))
являющийся(аяся) матерью/ отцом/ законным представителем (подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. ребенка)
обучающегося _________ класса, руководствуясь частью 3 статьи 55 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании
рекомендаций _________________________________________________________________
(наименование психолого-медико-педагогической комиссии)
от «__»___________ 20___года № _______, заявляю о согласии на обучение
_____________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
по адаптированной образовательной программе в ГБОУ школе – интернате г. Алагир».
С адаптированной образовательной программой ознакомлена (не ознакомлена) и согласна
(не согласна).
Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии прилагаю.
«___» ___________ 20___ год ________________
(подпись)