государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная
школа- интернат среднего общего образования г. Алагир».
(Наименование образовательной организации)
СОГЛАСОВАНО 12
Протокол заседания педагогического совета
(наименование коллегиального органа управления
представительного органа работников)
от 31.08.2019 г. № 1.
т
(Дата)
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Алагир.
ГБОУ школы-интерната г.
(наименование образовательной организации)
от 2.09 №120
ПОЛОЖЕНИЕ о библиотеке ГБОУ школы-интерната г. Алагир.
I. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном
деле», Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения,
утвержденном Минобрнауки, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ « О
противодействии экстремистской деятельности».
1.2. Положение является локальным актом ГБОУ школы-интерната г. Алагир.
Согласование с указанными органами проводится в соответствии с системой локальных
нормативных актов, принятой в организации.
1 Согласование с указанными органами проводится в соответствии с системой локальных нормативных
актов, принятой в организации.
2 Порядок утверждения локального нормативного акта (должностным лицом или распорядительным актом)
выбирается организацией самостоятельно в соответствии с принятой инструкцией по делопроизводству.
1.3. Библиотека является структурным подразделением ГБОУ школы-интерната г.
Алагир., участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно
информационными ресурсами.
1.4. Деятельность библиотеки ГБОУ школы-интерната г. Алагир. (далее - библиотека)
организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и
образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и
политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании ГБОУ школы-интерната г. Алагир.
1.5. Цели библиотеки ГБОУ школы-интерната г. Алагир. - формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения государственных образовательных
стандартов, содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.6. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации, решениями МОН РСО-Алания, уставом ГБОУ школы-интерната г. Алагир.,
настоящим Положением.
1.7. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
1.8. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материатов. содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", не допускается наличия
экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской
деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления
такой деятельности, в том числе труды руководителей националсоциалистической
рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих
или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих
практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы. Кроме того, к таким материалам В соответствии со ст. 13
Федерального закона № 114-ФЗ к таким материалам относятся:
• материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой
деятельности;
• публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо
этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
• официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
• материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
в любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
1.9. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
1.10. ГБОУ школа-интернат г. Алагир. несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.11. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам
образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям
(иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов ГБОУ школы-интерната г. Алагир. на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд
аудио- и видеокассет); цифровом (СИ-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и
иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциата; в) формирование
навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой
услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной
среды. III. Основные функции библиотеки 3.1. Для реализации основных задач
библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения: • комплектует универсальный фонд учебными,
художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая
Федеральный список экстремистской литературы, запрещен-ной к распространению на
территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом
исполнительной власти; ®пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет,
базами и банками данных других учреждений и организаций; аккумулирует фонд
документов, создаваемых в ГБОУ школе-интернате г. Алагир. (публикаций и работ
педагогов, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); осуществляет
размещение, организацию и сохранность документов; б) создает информационную
продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; •
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю ГБОУ школы-интерната г.
Алагир.; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:е предоставляет информационные ресурсы на различных
носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; • создает
условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; • способствует развитию навыков самообучения
(участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения); в организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией; * оказывает информационную
поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и
досуговой деятельности;в организует массовые мероприятия, ориентированные на
развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, СЭ-дисков, презентации развивающих компьютерных игр); г)
осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет
запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;е выявляет
информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции,
повышению квалификации, проведению аттестации; * создает банк педагогической
информации как основы единой информационной службы общеобразовательного
учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет
текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),
информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления
образовательным процессом; • поддерживает деятельность педагогических работников в
области создания информационных продуктов (документов, баз данных, \УеЬ-страниц и
т.п.); ®способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;в
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: в удовлетворяет
запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; •
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Библиотека включает следующие отделы: абонемент, мини-читальный зал.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно
информационных ресурсов в соответствии с государственными образовательными
стандартами, федеральными государственными образовательными стандартами, учебным
и воспитательным планами ГБОУ школы-интерната г. Алагир., программами, проектами
и планом работы библиотеки.
3.2. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом ГБОУ школы-интерната г. Алагир..
3.3. Благотворительная помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за
сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической
базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда
документов.
3.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, ГБОУ школы-интерната г.
Алагир. обеспечивает библиотеку: ° необходимыми служебными и производственными
помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности
помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в
соответствии с положениями СанПиН;в современной электронно-вычислительной,
телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами; <*ремонтом и сервисным обслуживанием техники и
оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
3.5. ГБОУ школа-интернат г. Алагир. создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
3.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор ГБОУ школы-интерната г. Алагир. в
соответствии с уставОхМ.
3.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами
внутреннего распорядка ГБОУ школы-интерната г. Алагир.. При определении режима
работы библиотеки предусматривается выделение: в двух часов рабочего времени
ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы; • одного раза в месяц —
санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится согласно
графику; • не менее одного раза в месяц — методического дня.
3.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека взаимодействует с библиотеками республики.
4. Организация и управление, штаты,
4.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор ГБОУ школы-интерната г. Алагир., который утверждает нормы и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет
ответственность за все стороны деятельности библиотеки, в первую очередь, за
комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной
информационной среды для читателей.
4.2. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем ГБОУ
школы-интерната г. Алагир. . обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом ГБОУ школы-интерната г. Алагир..
4.3. Библиотекарь назначается руководителем ГБОУ школы-интерната г. Алагир.,
является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета
ГБОУ школы-интерната г. Алагир. . Библиотекарь составляет годовые планы и отчет о
работе, которые утверждаются директором. Годовой план библиотеки является частью
общего годового плана ГБОУ школы-интерната г. Алагир..
4.4. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
4.,5. Работник библиотеки может осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
4.6. Трудовые отношения работника библиотеки и общеобразовательного учреждения
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
4.7. Библиотечный работник подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять
Типовое положение об общеобразовательном учреждении и настоящее положение.
5. Права и обязанности пользователей библиотеки
5.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
5.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
в соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
° возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
образовательной организации.
6. Порядок пользования школьной библиотекой
6.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится
в индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
62. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
6.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
6.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
6.5. Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками осуществляется в
читальном зале.
7 Формирование и учет основного библиотечного фонда
7.1. К основному библиотечному фонду относятся: художественная, научно-популярная,
справочная, педагогическая и методическая литература на бумажных и иных носителях
(далее - документы).
7.2. Комплектование основного фонда библиотеки школы ведется на основе изучения
потребностей читателей (обучающихся, работников школы, родителей) в художественной,
справочной, научно-популярной литературе с использованием списков рекомендуемых
произведений (Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
16.01.2013 № НТ - 41/08 и от 14.04.2016 № 08-709).
7.3. При осуществлении комплектования не допускается приобретение материалов,
призывающих к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающей
необходимость такой деятельности, обосновывающих национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо
этнической, социальной, национальной или религиозной группы.
7.4. Сверка поступающих в библиотеку документов с Федеральным списком
экстремистских материалов производится на этапе заказа или поступления, независимо от
источника комплектования (внешняя организация, в дар), с обязательной записью в
Журнал сверки. В случае обнаружения запрещённых материалов документы подлежат
списанию и дальнейшему уничтожению.
7.5. Проверка библиотечного фонда на наличие (отсутствие) документов экстремистского
содержания проводится 1 раз в 6 месяцев путем сопоставления инвентарных книг и
приходных документов с перечнем материалов Федерального списка, содержание
которого обновляется работником библиотеки ежемесячно с сайта
https://minjust.gov .rU/rtj/extre:mist-nKiterials/. По результатам проверки составляется акт о
наличии (отсутствии) в библиотечном фонде документов, включенных в Федеральный
список экстремистских материалов.
7.6. Учёт основного библиотечного фонда отражает поступление, выбытие, общую
величину фонда документов и служит основой его правильного формирования, целевого
использования и сохранности.
7.7. Учет основного библиотечного фонда организуется в соответствии с положениями
«Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», утвержденных
Приказом Министерства культуры РФ от 08.10.2012 № 1077 с изменениями и
дополнениями.
7.8. Процесс учета основного библиотечного фонда включает: прием документов,
штемпелевание, регистрацию поступления, распределение по отделам, выбытие, а также
подведение итогов движения фонда и его проверку.
7.9. Все операции по учёту производятся работниками библиотеки, стоимостный учёт
ведётся бухгалтерией, обслуживающей школу. Сверка данных библиотеки и бухгалтерии
проводится ежегодно.
7.10. Документы, поступающие в библиотеку, подлежат суммарному учету в книге
суммарного учёта (далее - КСУ) в АИСУ «Параграф». КСУ хранятся в библиотеке
постоянно.
7.11. КСУ состоит из трех частей:
- часть 1 Поступление в фонд. Записывается общее количество поступивших документов
и их стоимость с обязательным указанием номера и даты сопроводительного документа.
Номер записи ежегодно начинается с № 1 и идёт по порядку поступлений.
- часть 2 Выбытие из фонда. Записываются номера актов на списание документов с
указанием даты утверждения акта и общего количества списанных документов на общую
сумму. Нумерация записей о выбывших изданиях из года в год продолжается.
- часть 3 Итоги учёта движения фондов. Записываются итоги движения основного фонда:
- общее количество поступивших документов за текущий год, на сумму;
- общее количество выбывших документов за текущий год, на сумму;
- общее количество документов, состоящих на учете на 1 января последующего года, на
сумму.
7.12. Документы принимаются по первичным учетным документам (накладная, акт),
включающим список поступлений.
7.13. Прием документов, поступающих в библиотеку от юридического, физического лица
в виде дара с указанием его назначения для пополнения библиотечного фонда
оформляется
договором пожертвования в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации (ст. 574, 582).
7.14. Документы, подготовленные к приему в основной библиотечный фонд,
подвергаются первичной обработке и индивидуальному учету в экземплярах и названиях.
7.15. Индивидуальный учет документов осуществляется путем занесения данных о
документе в инвентарную книгу с присвоением каждому экземпляру документа
регистрационного номера. Индивидуальный номер закрепляется за документом на все
время его нахождения в фонде библиотеки.
7.16. Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления, передаются в
бухгалтерию для включения в учет библиотечного фонда.
7.17. Исключение документов из основного библиотечного фонда (далее - списание)
допускается по следующим причинам: утрата, ветхость, дефектность, устарелость по
содержанию.
7.18. Списание документов из основного фонда проводится по мере необходимости.
Комиссия по списанию, утверждённая директором школы, производит осмотр
документов, выделенных к списанию. По итогам работы комиссии составляется акт
осмотра, который утверждается директором школы. Работник библиотеки готовит пакет
документов (представление, акт о непригодности, акт о списании в 2-х экземплярах,
который подписывается комиссией по списанию и утверждается директором школы). .
После принятия комиссией решения о списании литература сдаётся в пункт приёма
вторсырья в качестве макулатуры. Документы о сдаче макулатуры и один экземпляр акта
о списании передаются в бухгалтерию, которая производит списание с баланса ОУ
указанной в акте стоимости литературы. Второй экземпляр акта о списании хранится в
библиотеке.
7.19. Акты о списании регистрируются в книге суммарного учета библиотечного фонда
ихранятся в библиотеке постоянно.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора образовательной организации.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу