СОГЛАСОВАНО 1
Протокол заседания педагогического совета
(наименование коллегиального органа управления
представительного органа работников)
от
м . 0 £ —-2023 г. № / .
УТВЕРЖДАЮ 2
Л & 'Г о 6ЩЕ°
ииг»/>6 ЙЛ :
Директор Г
Алагир.
(Должность
образовате.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
1.Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) разработано на основании:Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям и воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 г. № 28); - Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв.
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115).
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок
организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде в
общеобразовательной организации обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - обучающихся с ОВЗ) и обучающихся, не имеющих таких ограничений.
1 Согласование с указанными органами проводится в соответствии с системой локальных нормативных
актов, принятой в организации.
: Порядок утверждения локального нормативного акта (должностным лицом или распорядительным актом)
выбирается организацией самостоятельно в соответствии с принятой инструкцией по делопроизводству.
1.3. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
1.4. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей Адаптированная образовательная программа индивидуальная образовательная программа, адаптированная для обучения лица с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.5. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту
жительства в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их
социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и
развитии своего ребенка.
2 Организация инклюзивного образования
2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано следующим образом: Полная инклюзия:
- совместное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
обучающихся, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного
образования) общеобразовательного учреждения, реализующего основные
образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися. Численность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья обучающихся регулируется требованиями к
комплектованию Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15. Дети- инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со
здоровыми сверстниками и обучаются в обычных классах по индивидуальным учебным
планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также
могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
Частичная инклюзия:
- дети с ОВЗ и дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с
посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным
учебным планам, количество часов и предметы которых определяет образовательное
учреждение в соответствии с установленным нормативом и вариантом осваиваемой
адаптированной основной образовательной программы, используя инклюзивное и (или)
дистанционное образование по согласованию с родителями (законными
представителями). Также дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы,
внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противопоказано по
состоянию их здоровья;
Внеурочная инклюзия:
- создание для обучающихся с ОВЗ отдельных классов, в том числе ресурсных (для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра), в образовательных организациях
или обучение детей-инвалидов только на дому. Дети посещают кружки, клубы,
внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательной организации, если
это не противопоказано по состоянию их здоровья и посогласованию с родителями
(законными представителями).
2.2. Выбор образовательной программы обучения (варианта программы) ребенка с
ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков
физического и (или) психического развитии, сложности структуры нарушения,
образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду
нормально развивающихся сверстников и определяется психолого- медико
педагогической комиссией (ПМПК).
2.3. В общеобразовательном учреждении инклюзивное обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом уровня развития ребенка может быть организовано:
- по образовательным программам начального общего образования (для детей-инвалидов,
не имеющих недостатков психического развития);
- по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- по индивидуальной образовательной программе. Образовательная деятельность по
образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным
программам, организуется в соответствии с режимом работы общеобразовательного
учреждения и расписанием учебных занятий, которое определяется общеобразовательной
организацией самостоятельно.
2.5. Содержание общего образования и условия организации обучения детей-инвалидов
определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.6. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося. При выборе родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы
обучения учитывается мнение ребенка.
2.7. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в
общеобразовательной организации являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого- педагогические ресурсы);
- повышение квалификации педагогических работников;
-создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психолого
педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.8. В качестве критериев организации инклюзивного образования рассматриваются:
- особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально- личностными особенностями, препятствующие получению образования
без создания специальных условий;
- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей)
инклюзируемогоребенка, педагогических работников, родителей (законных
представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии;
- соответствие образовательной среды общеобразовательной организации потребностям
инклюзированного ребенка: создание необходимых условий для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня
иопределенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
2.9. Прием обучающихся с ограниченными возможностями в образовательную
организацию или перевод на обучение по адаптированной программе осуществляется на
основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей,
заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с
рекомендованной программой обучения.
2.10. Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ, а также вид
реализуемых образовательных программ образовательной организацией определяется
самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. При реализации
общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в
том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.11. Решение о создании в образовательной организации классов инклюзивного
образования или отдельных классов для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее- классы для обучающихся с ОВЗ) принимается общеобразовательным
учреждением при наличии в образовательной организации специальных условий для
получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с
учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого
ребенка и согласовывается с учредителем.
2.12. Классы для обучающихся с ОВЗ дифференцируются в зависимости от вида
нарушения и имеют наполняемость в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15.
2.13. Классы для обучающихся с задержкой психического развития открываются
преимущественно на уровне начального образования в начале первого или второго года
обучения ифункционируют до завершения основного общего образования.
2.14. При положительной динамике развития и успешном усвоении базового уровня
основной образовательной программы учащиеся классов для обучающихся с ОВЗ,
преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной
деятельности, на любом этапе обучения, по решению ПМПК, могут быть переведены в
обычные классы с согласия или по инициативе самих учащихся и их родителей (иных
законных представителей).
2.15. Обучение обучающихся с ОВЗ по основным образовательным программам должно
учитывать программу коррекционной работы, являющейся разделом основной
образовательной программы общего образования образовательной организации.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и оказание помощи детям
этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.
2.16. Для обучающихся с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют
прохождение программного материала.
2.17. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы,
периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся определяются Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
3 Организация сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Диагностическое, коррекционное и психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляется специалистами
психолого-педагогического консилиума (ППк).
3.2. Специалисты ППк:
- осуществляют психолого- медико-педагогическое обследование обучающихся с ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками образовательной организации,
направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в учреждении;
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты,
закрепленные в АОП;
- отслеживают эффективность обучения обучающихся с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательно процесса в условиях
инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми специалистами процесса
инклюзии.
3.3. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся,формирования навыков образовательной деятельности, освоение
образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья
фиксируются в документации ППк.
Документация должна содержать:
- социально-психолого-педагогический паспорт каждого учащегося с ОВЗ, в котором
необходимо иметь заключение ПМПК с указанием социальных и образовательных
потребностей; заключения медицинского обследования; индивидуальные
образовательные программы; коррекционно-развивающие программы; социальнопсихолого-педагогические карты для записи данных мониторинга каждым специалистом
(логопедом, социальным педагогом, психологом, учителями); журнал учета обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе;
расписание коррекционных занятий, заверенное директором, журнал учета посещаемости
коррекционных занятий обучающихся с ограниченными возможностями в развитии.
3.4. Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной
организации осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, тьютор(ассистент).
3.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в
штатное расписание образовательной организации ставок специалистов
квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может
оказываться на основе договора с ПМПК.
3.6. Для своевременного выявления трудностей в обучении и оказания коррекционно
педагогической поддержки учащимся с ограниченными возможностями, а также
информирования учащихся и родителей о достигнутом уровне усвоения знаний ведется
психолого-педагогический мониторинг проводят: учитель- дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог, учитель класса инклюзивного обучения, учитель
класса для обучающихся с ОВЗ, учителя-предметники.
3.7. Учителям начальных классов и учителям-предметникам, работающим в классах, где
обучаются дети с ОВЗ, необходимо адаптировать образовательные учебные программы
под образовательные потребности учащегося в каждом случае индивидуально.
3.8. В соответствии с индивидуальной образовательной и коррекционно-развивающей
программой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организуются
индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые включаются в расписание
и проводятся специалистами, входящими в штат, или привлеченными специальными (по
договору сетевого взаимодействия). Количество часов, отводимых для проведения
индивидуальных и групповых коррекционных занятий определяетсякоррекционным
разделом учебного плана организации специального (коррекционного) образования,
соответствующей типу нарушения у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3.9. Вся внеклассная и внеурочная деятельность учащихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется совместно с учащимися обычных классов (при
соблюдении прав участников образовательного процесса).
4 Кадровое обеспечение инклюзивного образования
4.1 В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
полномобъеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического
развития по возможности с учредителем согласуется введение в штатное расписание
образовательного учреждения дополнительных ставок педагогических работников
(учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога,
тьютора и др.). Для оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим речевые
нарушения, на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в
группе из 2-4 человек, сформированной по сходному логопедическому дефекту) в штаты
образовательной организации вводится должность учителя-логопеда из расчета не менее
одной единицы на 6-12 обучающихся с нарушением речи. Для оказания психологической
поддержки учащимся с ОВЗ в штаты образовательного учреждения вводится должность
педагога-психолога из расчета не менее одной единицы на 20 обучающихся с ОВЗ;
Дополнительно, в соответствии с рекомендациями ПМПК вводится должность:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ;
- тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ.
Медицинское обеспечение осуществляется медицинским работником при наличии
таковых в учреждении или работником ближайшего учреждения здравоохранения на
основе заключенного договора.
4.2. Руководитель образовательной организации при организации инклюзивного обучения
детей с ОВЗ проводит работу по подбору и приему на работу педагогических работников,
обеспечивающих коррекционно-педагогическую поддержку (учитель-дефектолог,
социальный педагог, педагог-психолог, учитель- логопед), по созданию специальных
условий для обучения детей с ОВЗ. Под специальными условиями для получения
образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение свободного доступа в
образовательной организации детей-инвалидов, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.Руководитель образовательной организации
организует переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, по
вопросам основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
4.3. Учитель класса (классный руководитель) обеспечивает учащимся с ОВЗ специальную
поддержку в следующих направлениях: помощь учащимся в организации работы в рамках
учебного процесса; формирование и развитие детского коллектива (формирование
положительного отношения); сотрудничество с родителями.
4.4. Педагогические работники, осуществляющие реализацию адаптированной основной
образовательной программы, должны иметь четкое представление об особенностях
психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
владеть методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного
процесса для детей.
4.5. Педагогические работник обязаны учитывать особенности психофизического
развитияобучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия,
необходимые для получения
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при
необходимости с медицинскими организациями.
4.6. Сохранение и укрепление кадрового потенциала образовательной организации,
осуществляющего образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
регулируется.Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
работников.
4.7. Штатное расписание, размеры материального стимулирования педагогов, работающих
с детьми с ограниченными возможностями здоровья, регулируются нормативами,
установленными учредителем для обучения детей данной категории.