положение ОВЗ

СОГЛАСОВАНО 1
Протокол заседания педагогического совета
(наименование коллегиального органа управления
представительного органа работников)

от

м . 0 £ —-2023 г. № / .

УТВЕРЖДАЮ 2

Л & 'Г о 6ЩЕ°
ииг»/>6 ЙЛ :

Директор Г
Алагир.
(Должность
образовате.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ

1.Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) разработано на основании:Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям и воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 г. № 28); - Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв.
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115).
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок
организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде в
общеобразовательной организации обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - обучающихся с ОВЗ) и обучающихся, не имеющих таких ограничений.
1 Согласование с указанными органами проводится в соответствии с системой локальных нормативных
актов, принятой в организации.
: Порядок утверждения локального нормативного акта (должностным лицом или распорядительным актом)
выбирается организацией самостоятельно в соответствии с принятой инструкцией по делопроизводству.

1.3. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
1.4. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей Адаптированная образовательная программа индивидуальная образовательная программа, адаптированная для обучения лица с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.5. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту
жительства в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их
социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и
развитии своего ребенка.
2 Организация инклюзивного образования
2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано следующим образом: Полная инклюзия:
- совместное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
обучающихся, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного
образования) общеобразовательного учреждения, реализующего основные
образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися. Численность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья обучающихся регулируется требованиями к
комплектованию Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15. Дети- инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со
здоровыми сверстниками и обучаются в обычных классах по индивидуальным учебным
планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также
могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
Частичная инклюзия:
- дети с ОВЗ и дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с
посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным
учебным планам, количество часов и предметы которых определяет образовательное
учреждение в соответствии с установленным нормативом и вариантом осваиваемой
адаптированной основной образовательной программы, используя инклюзивное и (или)
дистанционное образование по согласованию с родителями (законными
представителями). Также дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы,
внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противопоказано по
состоянию их здоровья;

Внеурочная инклюзия:
- создание для обучающихся с ОВЗ отдельных классов, в том числе ресурсных (для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра), в образовательных организациях
или обучение детей-инвалидов только на дому. Дети посещают кружки, клубы,
внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательной организации, если
это не противопоказано по состоянию их здоровья и посогласованию с родителями
(законными представителями).
2.2. Выбор образовательной программы обучения (варианта программы) ребенка с
ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков
физического и (или) психического развитии, сложности структуры нарушения,
образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду
нормально развивающихся сверстников и определяется психолого- медико­
педагогической комиссией (ПМПК).
2.3. В общеобразовательном учреждении инклюзивное обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом уровня развития ребенка может быть организовано:
- по образовательным программам начального общего образования (для детей-инвалидов,
не имеющих недостатков психического развития);
- по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- по индивидуальной образовательной программе. Образовательная деятельность по
образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным
программам, организуется в соответствии с режимом работы общеобразовательного
учреждения и расписанием учебных занятий, которое определяется общеобразовательной
организацией самостоятельно.
2.5. Содержание общего образования и условия организации обучения детей-инвалидов
определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.6. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося. При выборе родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы
обучения учитывается мнение ребенка.
2.7. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в
общеобразовательной организации являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого- педагогические ресурсы);
- повышение квалификации педагогических работников;
-создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психолого­
педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.8. В качестве критериев организации инклюзивного образования рассматриваются:
- особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и

эмоционально- личностными особенностями, препятствующие получению образования
без создания специальных условий;
- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей)
инклюзируемогоребенка, педагогических работников, родителей (законных
представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии;
- соответствие образовательной среды общеобразовательной организации потребностям
инклюзированного ребенка: создание необходимых условий для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня
иопределенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
2.9. Прием обучающихся с ограниченными возможностями в образовательную
организацию или перевод на обучение по адаптированной программе осуществляется на
основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей,
заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с
рекомендованной программой обучения.
2.10. Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ, а также вид
реализуемых образовательных программ образовательной организацией определяется
самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. При реализации
общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в
том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.11. Решение о создании в образовательной организации классов инклюзивного
образования или отдельных классов для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее- классы для обучающихся с ОВЗ) принимается общеобразовательным
учреждением при наличии в образовательной организации специальных условий для
получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с
учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого
ребенка и согласовывается с учредителем.
2.12. Классы для обучающихся с ОВЗ дифференцируются в зависимости от вида
нарушения и имеют наполняемость в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15.
2.13. Классы для обучающихся с задержкой психического развития открываются
преимущественно на уровне начального образования в начале первого или второго года
обучения ифункционируют до завершения основного общего образования.
2.14. При положительной динамике развития и успешном усвоении базового уровня
основной образовательной программы учащиеся классов для обучающихся с ОВЗ,
преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной
деятельности, на любом этапе обучения, по решению ПМПК, могут быть переведены в

обычные классы с согласия или по инициативе самих учащихся и их родителей (иных
законных представителей).
2.15. Обучение обучающихся с ОВЗ по основным образовательным программам должно
учитывать программу коррекционной работы, являющейся разделом основной
образовательной программы общего образования образовательной организации.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и оказание помощи детям
этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.
2.16. Для обучающихся с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют
прохождение программного материала.
2.17. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы,
периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся определяются Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
3 Организация сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Диагностическое, коррекционное и психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляется специалистами
психолого-педагогического консилиума (ППк).
3.2. Специалисты ППк:
- осуществляют психолого- медико-педагогическое обследование обучающихся с ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками образовательной организации,
направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в учреждении;
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты,
закрепленные в АОП;
- отслеживают эффективность обучения обучающихся с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательно процесса в условиях
инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми специалистами процесса
инклюзии.
3.3. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся,формирования навыков образовательной деятельности, освоение
образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья
фиксируются в документации ППк.

Документация должна содержать:
- социально-психолого-педагогический паспорт каждого учащегося с ОВЗ, в котором
необходимо иметь заключение ПМПК с указанием социальных и образовательных
потребностей; заключения медицинского обследования; индивидуальные
образовательные программы; коррекционно-развивающие программы; социальнопсихолого-педагогические карты для записи данных мониторинга каждым специалистом
(логопедом, социальным педагогом, психологом, учителями); журнал учета обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе;
расписание коррекционных занятий, заверенное директором, журнал учета посещаемости
коррекционных занятий обучающихся с ограниченными возможностями в развитии.
3.4. Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной
организации осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, тьютор(ассистент).
3.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в
штатное расписание образовательной организации ставок специалистов
квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может
оказываться на основе договора с ПМПК.
3.6. Для своевременного выявления трудностей в обучении и оказания коррекционно­
педагогической поддержки учащимся с ограниченными возможностями, а также
информирования учащихся и родителей о достигнутом уровне усвоения знаний ведется
психолого-педагогический мониторинг проводят: учитель- дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог, учитель класса инклюзивного обучения, учитель
класса для обучающихся с ОВЗ, учителя-предметники.
3.7. Учителям начальных классов и учителям-предметникам, работающим в классах, где
обучаются дети с ОВЗ, необходимо адаптировать образовательные учебные программы
под образовательные потребности учащегося в каждом случае индивидуально.
3.8. В соответствии с индивидуальной образовательной и коррекционно-развивающей
программой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организуются
индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые включаются в расписание
и проводятся специалистами, входящими в штат, или привлеченными специальными (по
договору сетевого взаимодействия). Количество часов, отводимых для проведения
индивидуальных и групповых коррекционных занятий определяетсякоррекционным
разделом учебного плана организации специального (коррекционного) образования,
соответствующей типу нарушения у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3.9. Вся внеклассная и внеурочная деятельность учащихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется совместно с учащимися обычных классов (при
соблюдении прав участников образовательного процесса).
4 Кадровое обеспечение инклюзивного образования
4.1 В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
полномобъеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического
развития по возможности с учредителем согласуется введение в штатное расписание
образовательного учреждения дополнительных ставок педагогических работников
(учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога,

тьютора и др.). Для оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим речевые
нарушения, на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в
группе из 2-4 человек, сформированной по сходному логопедическому дефекту) в штаты
образовательной организации вводится должность учителя-логопеда из расчета не менее
одной единицы на 6-12 обучающихся с нарушением речи. Для оказания психологической
поддержки учащимся с ОВЗ в штаты образовательного учреждения вводится должность
педагога-психолога из расчета не менее одной единицы на 20 обучающихся с ОВЗ;
Дополнительно, в соответствии с рекомендациями ПМПК вводится должность:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ;
- тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ.
Медицинское обеспечение осуществляется медицинским работником при наличии
таковых в учреждении или работником ближайшего учреждения здравоохранения на
основе заключенного договора.
4.2. Руководитель образовательной организации при организации инклюзивного обучения
детей с ОВЗ проводит работу по подбору и приему на работу педагогических работников,
обеспечивающих коррекционно-педагогическую поддержку (учитель-дефектолог,
социальный педагог, педагог-психолог, учитель- логопед), по созданию специальных
условий для обучения детей с ОВЗ. Под специальными условиями для получения
образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение свободного доступа в
образовательной организации детей-инвалидов, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.Руководитель образовательной организации
организует переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, по
вопросам основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
4.3. Учитель класса (классный руководитель) обеспечивает учащимся с ОВЗ специальную
поддержку в следующих направлениях: помощь учащимся в организации работы в рамках
учебного процесса; формирование и развитие детского коллектива (формирование
положительного отношения); сотрудничество с родителями.
4.4. Педагогические работники, осуществляющие реализацию адаптированной основной
образовательной программы, должны иметь четкое представление об особенностях
психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
владеть методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного
процесса для детей.
4.5. Педагогические работник обязаны учитывать особенности психофизического
развитияобучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия,
необходимые для получения
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при
необходимости с медицинскими организациями.

4.6. Сохранение и укрепление кадрового потенциала образовательной организации,
осуществляющего образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
регулируется.Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
работников.
4.7. Штатное расписание, размеры материального стимулирования педагогов, работающих
с детьми с ограниченными возможностями здоровья, регулируются нормативами,
установленными учредителем для обучения детей данной категории.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».