положение об обучении несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей

Государственное______бюджетное______ общеобразовательное______ учреждение
«Общеобразовательная школа- интернат среднего общего образования г. Алагир».
(Наименование образовательной организации)
СОГЛАСОВАНО 12
Протокол заседания педагогического совета
(наименование коллегиального
органа
управления
представительного органа
работников) от Ь ( 0 8 >
г. № / .

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Алагир.
(Должность
образователь

~г'!& № ^^^йнтерната

ование

илия)

УТВЕРЖДЕНО
приказом
ГБОУ
Алагир.
(наименование
организации) от

школы-интерната
^

г.

образовательной

Положение об обучении несовершеннолетних иностранных граждан и детей с
миграционной историей, испытывающих трудности в изучении русского языка в
ГБОУ школе-интернате г.Алагир
1. Общие положения
Настоящее положение регулирует образовательную деятельность ГБОУ школыинтерната г.Алагир (далее - Школа) по организации обучения несовершеннолетних
иностранных граждан и детей с миграционной историей, испытывающих трудности в
изучении русского языка. Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией
РФ, Федеральными Законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
1 Согласование с указанными органами проводится в соответствии с системой локальных нормативных
актов, принятой в организации.
2 Порядок утверждения локального нормативного акта (должностным лицом или распорядительным актом)
выбирается организацией самостоятельно в соответствии с принятой инструкцией по делопроизводству.

Федерации», ст.5. ст 44, ст 58 ч.9", от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке
Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ. от
05.05.2014 N 101-ФЗ. от 30.04.2021 N 117-ФЗ. от 28.02.2023 N 52-ФЗ), Распоряжением
Минпросвещения России от 04.06.2021 N Р-120 Об утверждении ведомственной целевой
программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения
русскому языку и языкам народов Российской Федерации», Указом Президента РФ от
31.10.2018 №622 « О Концепции государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019- 2025 годы», Указом Президента РФ от 12.05.2023 №342 «О внесении
изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019 - 2025 годы», утвержденную Указом Президента Российской
Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 п.22, Приказом Министерства просвещения РФ от
2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования", приказом Министерства просвещения от 22 марта 2021 г. N 115 « Об
утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по
ООП - ОП НОО. ООО и СОО» (в ред. Приказом Минпросвещения РФ от 11.02.2022 N 69,
от 07.10.2022 N 888. от 05.12.2022 N 1063,от 03.08.2023 N 581), Письмом
Минпросвещения России от 06.05.2022 N ДГ-1050/07 "О направлении методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями об организации работы
общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся
несовершеннолетних иностранных граждан"), Уставом Школы, настоящим Положением.
Школа обеспечивает целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в
интересах личности и государства, предоставляет обучающимся, прибывшим из стран
ближнего и дальнего зарубежья, образовательные услуги с целью социальной и языковой
адаптации. Школа несет ответственность за качество предоставляемых образовательных
услуг, адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрастным, психофизиологическим, национальным особенностям
обучающихся, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
2. Цель и задачи деятельности Школы при организации обучения несовершеннолетних
иностранных граждан и детей с миграционной, историей, испытывающих трудности в
изучении русского языка
Целью деятельности Школы является достижение максимальной адаптации обучающихся,
прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих (плохо владеющих)
русским языком в новой языковой среде.
Основными задачами Школы являются:
-создание специальных условий для обучения и воспитания обучающихся с целью снятия
межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в микро- и
макросреде;
-определение уровня языковой подготовки несовершеннолетних иностранных граждан и
детей с миграционной историей;
-развитие навыков общения на русском языке несовершеннолетних иностранных граждан
и детей с миграционной историей в обиходно-бытовой и учебной сферах;

-развитие навыков русской устной и письменной речи у несовершеннолетних
иностранных граждан и детей с миграционной историей;
-овладение обучающимися - несовершеннолетними иностранными гражданами и детьми с
миграционной историей- правилами чтения, произношения;
-психологическая подготовка обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и
детей с миграционной историей к успешному изучению предметов школьного цикла на
русском языке;
-обучение учащихся взаимодействию и сотрудничеству, формирование социального
опыта обучающихся, социальная и языковая адаптация несовершеннолетних иностранных
граждан и детей с миграционной историей;
-развитие целостного восприятия окружающего мира, представлений о человеке и
обществе, обогащение лексического запаса несовершеннолетних иностранных граждан и
детей с миграционной историей;
-формирование элементарной эрудиции обучающегося, его общей культуры;
-социализация обучающихся, воспитание эмоционально-положительного взгляда на
жизнь, формирование нравственных и эстетических чувств.
3. Порядок организации обучения несовершеннолетних иностранных граждан и детей с
миграционной историей, испытывающих трудности в изучении русского языка
Обучение начинается на основании приказа директора Школы после утверждения состава
рабочей группы по обучению несовершеннолетних иностранных граждан и детей с
миграционной историей, испытывающих трудности в изучении русского языка, плана
работы рабочей группы. В состав рабочей группы по обучению несовершеннолетних
иностранных граждан и детей с миграционной историей, испытывающих трудности в
изучении русского языка, входят:
-председатель (руководитель), осуществляющий общее руководство, назначаемый
директором Школы из числа наиболее квалифицированных педагогических
(административных) работников, имеющих высшее образование;
-социальный педагог;
-педагог-психолог;
-руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и
литературы;
-учителя русского языка и литературы;
-учителя начальных классов.
I

Все специалисты осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными
инструкциями.

4. Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с приказом
директора Школы. Обучение ведется на русском языке. Организация образовательного
процесса регламентируется планом работы рабочей группы. Занятия проводятся согласно
расписанию, утвержденному директором Школы. Продолжительность академического
часа занятий составляет не более 45 мин. Обучение осуществляется в групповой форме и
индивидуально. Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве от 2 до 10
обучающихся. Группы формируются как в рамках уровня образования (начальное общее
образование, основное общее образование, среднее общее образование), так и
разновозрастные с учетом уровня владения обучающимися русским языком (нулевой,
слабый, средний). Зачисление в группы происходит после предварительного определения
учителем уровня владения языком и на основании заявления родителей (законных
представителей) обучающегося. Срок обучения составляет от полугода до одного
учебного года. Сроки обучения определяются результатами мониторинга, позволяющего
установить уровень овладения русским языком.
5. Порядок приема несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной
историей в группы
В группы принимаются несовершеннолетние иностранные граждане и дети с
миграционной историей, прибывшие из государств ближнего и дальнего зарубежья, слабо
владеющие (не владеющие) русским языком. Основанием для зачисления в группу
является заявление родителей (законных представителей). Прием иностранных граждан и
лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в
общеобразовательные организации на обучение по основным
общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации,
Федеральным законом и настоящим Порядком. Для приема родитель(и) (законный(ые)
представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)
ребенка или поступающего;
- копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство
заявителя;
- копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в
случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным
программам начального общего образования ребенка в государственную или
муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и
неполнородные брат и (или) сестра);
- копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при
необходимости);

- копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по
месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для
оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или
поступающего, проживающего на закрепленной территории);
- копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на
обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного
приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими
программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или
иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского
казачества;
-копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При
посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с
уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и)
(законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов,
указанных в п. 5.4. настоящего Положения, а поступающий - оригинал документа,
удостоверяющего личность поступающего. При приеме на обучение по образовательным
программам среднего общего образования представляется аттестат об основном общем
образовании, выданный в установленном порядке. Родитель(и) (законный(ые)
представитель(и) ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без
гражданства, дополнительно предъявляет(ют) документ, подтверждающий родство
заявителя(ей) (или законность представления прав ребенка), и документ,
подтверждающий право ребенка на пребывание в Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском
языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. При
приеме иностранных граждан в общеобразовательное учреждение направление органа
управления образованием не требуется. Несовершеннолетние иностранные граждане и
дети с миграционной историей зачисляются в ту параллель, в которой они учились.
6. Оценка уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных
граждан и детей с миграционной историей.
Проведение диагностики дает образовательной организации возможность сформировать
языковые группы для детей иностранных граждан, определить стратегию их обучения,
рекомендовать оптимальный образовательный маршрут для получения дальнейшего
образования. Оценка уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних
иностранных граждан и детей с миграционной историей проводится в соответствии с
Методическими рекомендациями об организации работы общеобразовательных
организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних
иностранных граждан. Общий алгоритм организации первичного обследования ребенка
при поступлении в общеобразовательную организацию:
1. Собеседование с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
(уточнение сведений о ребенке, поступающем в образовательную организацию).

2. Входная языковая диагностика (определение уровня владения русским языком)
осуществляется по четырем видам речевой деятельности.
- аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимать
воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять
основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого
текста путем ответа на предложенные вопросы; задавать вопросы по услышанному тексту;
- говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного
общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму ‘
речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника;
отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в
соответствии с учебной задачей; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного
и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,просьба);
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;
- чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание
предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- письмо: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) письменного
общения; списывать текст с представленного образца, писать под диктовку в соответствии
с изученными правилами; писать подробное изложение; создавать небольшие тексты
(сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картинок, просмотра фрагмента видеозаписи);
использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы сети
Интернет;
3. Составление (совместно с педагогом-психологом) психолого-педагогической
характеристики ребенка для обеспечения адаптации в школьном коллективе и его
последующего психолого-педагогического сопровождения.
4. Определение образовательного маршрута ребенка на основе диагностического
обследования и беседы с родителями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».