Положение о семейном обучении

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школаинтернат среднего общего образования г. Алагир».
(Наименование образовательной организации)

СОГЛАСОВАНО 1
Протокол заседания педагогического совета

УТВЕРЖДАЮ 2

(наименование коллегиального органа управления
представительного органа работников)

от 20. '; г. № /

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания совета родителей
от Ы- ОР 20а! Iг № / _

приказом
Алагир.

ГБОУ школы-интерната г.

(наименование образовательной организации)
от 2 0 ^ о

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения в форме семейного образования и самообразования.
1. Общие положения
1.1. Положение об организации обучения в форме семейного образования и самообразования (далее Положение) определяет порядок организации получения семейного образования, самообразования в
государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Общеобразовательная школаинтернат среднего общего образования г. Алагир" (далее - Школа).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-Ф3;
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
1 Согласование с указанными органами проводится в соответствии с системой локальных нормативных актов,
принятой в организации.
2 Порядок утверждения локального нормативного акта (должностным лицом или распорядительным актом)
выбирается организацией самостоятельно в соответствии с принятой инструкцией по делопроизводству.

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №458 «Об утверждении
Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №845 и Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 №369 «Об утверждении Порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 №177 «Об
утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательных программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие
образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и
направления»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №189 и Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки от 07.11.2018 №1513 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №190 и Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки от 07.11.2018 №1512 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного среднего
образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 №НТ-1139/08 «Об
организации получения образования в семейной форме»;
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Общеобразовательная
школа-интернат среднего общего образования г. Алагир" (далее - Устав).
1.3. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения: Семейное образование
- форма получения дошкольного, начального общего и основного общего образования,
предусматривающая освоение общеобразовательной программы вне организации, осуществляющей
образовательную деятельность, и доступная для всех обучающихся по их желанию. Самообразование форма получения среднего общего образования, предусматривающая изучение общеобразовательной
программы (с последующей аттестацией) вне организации, осуществляющей образовательную
деятельность, при которой знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, без помощи
обучающих лиц. Экстернат - форма промежуточной и государственной итоговой аттестации для
обучающихся, получающих образование вне организации, осуществляющей образовательную
деятельность. Экстерн - лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
1.4. В форме семейного образования могут осваиваться образовательные программы дошкольного
образования, уровней начального общего и основного общего образования, в форме самообразования
(с последующей аттестацией) - среднего общего образования (далее общеобразовательные
программы). В целях получения образования допускается сочетание различных форм получения
образования и обучения.
1.5. Освоение общеобразовательных программ в формах семейного образования и самообразования
осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами Российской
Федерации.
1.6. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка и (или) совершеннолетним
обучающимся. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка,
а также рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии (при их наличии, далее - ПМПК).
Обучающийся, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных

представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в
Школе.
1.7. Родители (законные представители) обучающегося, выбирая получение ребенком общего
образования в форме семейного образования или самообразования, принимают на себя, в том числе,
обязательства, возникшие при получении общего образования в форме семейного образования или
самообразования.
1.8. При выборе обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся формы образования в виде семейного обучения или самообразования Школа несет
ответственность только за организацию и проведение промежуточной и (или) итоговой аттестации, а
также за обеспечение соответствующих академических прав обучающихся.
1.9. Обучающиеся, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или
самообразования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти в Школе экстерном
промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию.
2. Организация семейного образования и (или) самообразования
2.1. При выборе освоения образовательных программ в форме семейного образования родители
(законные представители) несовершеннолетнего обучающегося информируют о своем выборе
администрацию школы (далее - школа) в течение 15 календарных дней с момента утверждения
приказа об отчислении обучающегося из Школы в связи с переходом на семейное образование или не
менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на
семейное образование (Приложение 2).
2.2. Совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося обращаются в Школу с заявлением об отчислении обучающегося в связи с выбором
формы получения образования в форме семейного образования или самообразования. На основании
указанного заявления Школа в течение 3 рабочих дней издает распорядительный акт об отчислении
обучающегося и информирует учредителя об отчислении обучающегося в связи с выбором формы
получения образования в форме семейного образования или самообразования.
2.3. Школа выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям)
несовершеннолетнего обучающегося личное дело обучающегося и документы, содержащие
информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году, заверенную печатью и
подписью директора Школы.
2.4. Алгоритм перехода на семейное образование или самообразование представлен в Приложении 1.
3. Возникновение образовательных отношений при выборе обучающимися формы получения
общего образования в форме семейного образования или самообразования
3.1. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающийся,
получающий общее образование в форме семейного образования или самообразования, принимается в
Школу по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе,
экстерном.
3.2. Прием обучающегося экстерном для прохождения промежуточной и (или) государственной
итоговой аттестации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для
приема граждан в образовательные организации (приказ Министерства просвещения Российской

Федерации от 02.09.2020 №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
3.3. Порядок действий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
(или) совершеннолетних обучающихся
3.3.1. Прием обучающихся для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации
осуществляется по личному заявлению совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Родители (законные представители)
несовершеннолетнего обучающегося и (или) совершеннолетние обучающиеся подают заявление о на
прием в Школу для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации
экстерном (Приложение 3).
При этом они предоставляют:
- оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего или поступающего;
- оригинал свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя
(для несовершеннолетних);
- личное дело (при отсутствии его оформление производится в Школе на период прохождения
экстерном промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации);
- документы, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ (при наличии):
справка об обучении в образовательной организации, реализующей образовательные программы
начального общего, основного общего образования, среднего общего образования;
- справка о прохождении и результатах промежуточной аттестации в образовательной организации,
имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности;
- документ об основном общем образовании. Могут быть представлены иные документы за период,
предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, а также в
образовательных организациях иностранных государств. Для поступающих в первый класс
представляются документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.3.2. Совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося вправе подать заявление о прохождении промежуточной и государственной итоговой
аттестации одновременно с заявлением об отчислении из Школы в связи с выбором формы получения
образования в форме семейного образования и (или) самообразования.
3.3.3. По желанию совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося, обучающийся может быть принят в Школу на весь период
получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного
учебного года в зависимости от объективных обстоятельств.
3.3.4. Экстернам, зачисленным в Школу для прохождения промежуточной и (или) государственной
итоговой аттестации, академические права обучающихся по соответствующей образовательной
программе предоставляются с даты, указанной в распорядительном акте о зачислении (с даты
зачисления в Школу).
3.3.5. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося обеспечивают
прохождение им промежуточной аттестации в установленные сроки, несут ответственность за

целенаправленную организацию деятельности экстерна по овладению знаниями, умениями, навыками
и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и формирование у экстерна мотивации получения
образования в течение жизни. В связи с обязательностью прохождения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
родители (законные представители) экстерна несут ответственность за ее прохождение обучающимся в
соответствии с действующим законодательством.
3.3.6. Срок подачи заявления о зачислении для прохождения государственной итоговой аттестации
экстерном по образовательным программам основного общего образования не может быть позже 1
марта текущего года.
3.3.7. Срок подачи заявления о зачислении для прохождения государственной итоговой аттестации
экстерном по образовательным программам среднего общего образования не может быть позже 1
февраля текущего года.
3.4. Порядок действий Школы (в лице директора и уполномоченных лиц)
3.4.1. Школа осуществляет прием заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося и (или) совершеннолетнего обучающегося о зачислении для
прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в качестве экстерна.
3.4.2. Школа может отказать обучающемуся в зачислении при отсутствии в ней свободных мест. В
случае отсутствия в Школе мест совершеннолетний обучающийся или родители (законные
представители) несовершеннолетнего обучающегося могут обратиться МОН РСО-Алания для
решения вопроса о его устройстве в другую образовательную организацию.
3.4.3. Школа информирует учредителя о зачислении обучающегося в качестве экстерна.
3.4.4. В течение 5 рабочих дней после приема заявления и соответствующих документов Школа издает
распорядительный акт (Приложение 3) о зачислении экстерна для прохождения промежуточной и
(или) государственной итоговой аттестации, в котором указываются сроки, формы и порядок
проведения промежуточной аттестации. Копия распорядительного акта хранится в личном деле
экстерна.
3.4.5. При приеме заявления о зачислении для прохождения промежуточной и (или) государственной
итоговой аттестации Школа знакомит экстерна, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних экстернов с Уставом Школы, лицензией на осуществление образовательной
деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами,
Положениями Школы о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, об организации государственной итоговой
аттестации, академическими правами обучающихся по соответствующим образовательным
программам.
3.4.6. Школа организует и проводит аттестацию экстерна бесплатно.
3.4.7. Школа обеспечивает включение экстерна в Региональную базу данных участников
государственной итоговой аттестации.
3.4.8. Школа организует государственную итоговую аттестацию экстерна в соответствии с
действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере
образования.

3.4.9. При зачислении обучающегося в форме семейного образования и (или) самообразования в
качестве экстерна Школа не несет ответственность за качество образования, а несет ответственность
только за организацию и проведение аттестации, а также за обеспечение соответствующих
академических прав обучающегося.
3.4.10. Школа информирует учредителя об обучающемся, получающем образование в форме
семейного образования или самообразования, не ликвидировавшем в установленные сроки
академическую задолженность, о продолжении получения общего образования в Школе.
3.4.11. Основанием для возникновения образовательных отношений между экстерном или родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и Школой при организации
освоения обучающимся программ общего образования вне Школы являются заявление
совершеннолетнего экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся на проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации
обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования или
самообразования, и распорядительный акт Школы о приеме обучающегося для прохождения
промежуточной и (или) итоговой аттестации.
3.4.12. При прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации экстерны
пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе,
в том числе экстерны имеют право: - (в заявительном порядке) на развитие своих творческих
способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской
олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных
мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых
мероприятиях; - на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами; - на
поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной и творческой
деятельности.
3.4.13. По окончании срока, указанного в заявлении для прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации и распорядительном акте Школы, экстерн отчисляется из
Школы.
4. Организация и проведение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации
экстернов
4.1. В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; - начальное общее образование; - основное общее образование; - среднее
общее образование. Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточной и(или) итоговой аттестации обучающихся. На основании
части 5 статьи 66 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» начальное общее, основное общее, среднее общее образование являются
обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной
программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на
следующих уровнях общего образования.
4.2. В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» обучение в форме семейного образования или самообразования
осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и(или) государственной
итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, бесплатно.
4.3. Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам основного и среднего общего образования устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Особенности организации проведения промежуточной аттестации экстернов
5.1. Промежуточная аттестация экстернов осуществляется в соответствии с образовательной
программой Школы в установленные сроки.
5.2. Сроки, формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации экстернов
устанавливаются на основании распорядительного акта Школы об организации и проведении
промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации экстерна, в том числе с учетом мнения
совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося и с учетом темпа и последовательности изучения учебного материала экстерном.
5.3. Перечень учебных предметов, по которым проводится промежуточная аттестация в соответствии с
учебным планом образовательной программы Школы, сроки проведения промежуточной аттестации и,
при необходимости, сроки проведения бесплатных консультаций (в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий) отражаются в распорядительном акте Школы.
5.4. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение одного
учебного года, но не должны совпадать по срокам.
5.5. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или)
совершеннолетних обучающихся Школа вправе установить индивидуальный срок проведения
промежуточной аттестации, предусмотреть возможность ускоренного обучения в пределах
осваиваемой образовательной программы.
5.6. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования или
самообразования имеют право на зачет Школой результатов промежуточной аттестации, пройденной в
других образовательных организациях, в установленном порядке (приказ Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации №845 и Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.07.2020 №369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»). Зачет осуществляется на безвозмездной основе по
заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения: документа об образовании, в том числе об образовании, полученном в иностранном государстве; документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа,
выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа). Зачет
осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части
(учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую
осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее
обучающимся образовательной программой (ее частью). Школа производит зачет при установлении
соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной
программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой
образовательной программы (далее - установление соответствия). Процедура установления
соответствия, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения,
определяются приказом директора Школы. Зачтенные результаты пройденного обучения учитываются
в качестве результатов промежуточной аттестации по соответствующей части осваиваемой
образовательной программы.

5.7. Результаты промежуточной аттестации экстернов отражаются в письменном виде (в том числе в
справке о результатах промежуточной аттестации).
5.8. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам, курсам образовательной программы или не прохождение промежуточной
аттестации в установленные сроки при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
5.9. Школа, родители (законные представители) экстерна, обеспечивающие получение им общего
образования в форме семейного образования обязаны создать условия для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5.10. Экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию
по соответствующим учебному предмету, курсу не более двух раз в сроки, определяемые Школой, в
пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не
включаются время болезни экстерна, нахождение в академическом отпуске или в отпуске но
беременности и родам.
5.11. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз Школой создается комиссия.
Результаты промежуточной аттестации экстернов отражаются в протоколах.
5.12. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности, продолжают получать образование в Школе.
5.13. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную
итоговую аттестацию, выдается справка о результатах промежуточной аттестации форме,
самостоятельно установленной Школой (Приложение 5).
6. Организация государственной итоговой аттестации экстернов по образовательным программам
основного общего образования
6.1. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме
семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации
образовательным программам основного общего образования, вправе пройти экстерном
государственную итоговую аттестацию в Школе в формах, устанавливаемых Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования, утвержденным Министерства просвещения Российской Федерации №189 и Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №1513 (далее - установленный
Порядок).
6.2. Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) проводится: - в форме основного
государственного экзамена (далее - ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов,
представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, для экстернов, допущенных
в текущем году к государственной итоговой аттестации; - в форме государственного выпускного
экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для экстернов с
ограниченными возможностями здоровья, экстернов - детей-инвалидов и инвалидов.
6.3. ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим учебным
предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а
также экзамены по выбору экстерна по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика,
химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика.

6.4. Для экстернов с ограниченными возможностями здоровья, экстернов - детей-инвалидов и
инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам. Для
указанных лиц допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ).
6.5. Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не
ниже удовлетворительных, а также имеющие результат "зачет" за итоговое собеседование по русскому
языку.
6.6. Заявления об участии в ГИА подаются экстернами в Школу до 1 марта включительно.
6.7. Экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а экстерны - дети-инвалиды и инвалиды оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности,
выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также
копию рекомендаций ПМПК в случаях, предусмотренных пунктом 44 установленного Порядка.
6.8. Экстерны вправе изменить перечень указанных в заявлениях учебных предметов, а также изменить
форму ГИА и сроки участия в ГИА при наличии у них уважительных причин (болезни или иных
обстоятельств), подтвержденных документально. Порядок изменения (дополнения) разъясняется
экстерну на основании установленного Порядка.
6.9. Итоговое собеседование по русскому языку проводится для экстернов во вторую среду февраля по
текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором.
6.10. Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку экстерны подают заявления в
образовательную организацию по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее, чем за
две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку.
6.11. Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в
текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая)
следующие экстерны: - получившие по итоговому собеседованию по русскому языку
неудовлетворительный результат ("незачет"); - не явившиеся на итоговое собеседование по русскому
языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным
документально; - не заверившие итоговое собеседование по русскому языку по уважительным
причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
6.12. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не прошедшим ГИА или получившим на
ГИА неудовлетворительные результаты выдается справка о прохождении и результатах
промежуточной аттестации по форме, самостоятельно установленной Школой.
6.13. Экстерны, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты,
вправе пройти ГИА в сроки, определяемые Порядком.
6.14. Экстернам, успешно прошедшим ГИА, Школой выдается документ об образовании,
подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. Основное общее
образование подтверждается аттестатом об основном общем образовании.
7. Организация государственной итоговой аттестации экстернов по образовательным
программам среднего общего образования
7.1. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме
самообразования или семейного образования, либо обучающиеся по не имеющим государственной
аккредитации образовательным программам среднего общего образования, в том числе обучающиеся

по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее
общее образование по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам
среднего общего образования, вправе пройти ГИА экстерном в Школе в формах, установленных
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования, утвержденным Министерства просвещения Российской Федерации
№190 и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №1512 (далее установленный Порядок).
7.2. ГИА проводится: - в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) с использованием
контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий
стандартизированной формы, для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА; - в форме
государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов
- для экстернов с ограниченными возможностями здоровья, для экстернов - детей-инвалидов и
инвалидов.
7.3. ГИА проводится по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а
также по следующим учебным предметам: литература, физика, химия, биология, география, история,
обществознание, иностранный язык, информатика и информационно коммуникационные технологии
(ИКТ), которые экстерны сдают на добровольной основе по своему выбору для предоставления
результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
7.4. Заявления об участии в ГИА подаются экстернами в Школу до 1 февраля включительно. Для
экстернов экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный 13 период, но не ранее 1 марта, в
формах, устанавливаемых Порядком.
7.5. Экстерны вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлениях учебных предметов, а
также изменить форму ГИА и сроки участия в ГИА при наличии у них уважительных причин (болезни
или иных обстоятельств), подтвержденных документально, в соответствии с установленным
Порядком.
7.6. Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не
ниже удовлетворительных, а также имеющие результат "зачет" за итоговое сочинение (изложение).
7.7. Итоговое сочинение (изложение) проводится для экстернов в первую среду декабря последнего
года обучения по темам, (текстам), сформированным по часовым поясам Рособрнадзором.
7.8. Итоговое изложение вправе писать экстерны с ограниченными возможностями здоровья, экстерны
- дети-инвалиды и инвалиды.
7.9. Для участия в итоговом сочинении (изложении) экстерны подают в Школу заявление в по выбору
экстерна не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
7.10. Экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом
сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а экстерны - дети-инвалиды и
инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
7.11. Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в
текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая): - экстерны,
получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет"); экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных
пунктом установленного Порядка; - участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на
итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства),

подтвержденным документально; - участники итогового сочинения (изложения), не завершившие
написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденным документально.
7.12. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не прошедшим ГИА или получившим на
ГИА неудовлетворительные результаты, выдается справка о прохождении и результатах
промежуточной аттестации (Приложение 5).
7.13. Экстерны, получившие в текущем году неудовлетворительные результаты ЕГЭ по учебным
предметам, предоставляется право пройти экзамены по соответствующим учебным предметам в
следующем году в сроки и формах, устанавливаемых Порядком.
7.14. Экстернам, успешно прошедшим ГИА, Школой выдается документ об образовании,
подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. Среднее общее
образование подтверждается аттестатом о среднем общем образовании.
8. Финансовое обеспечение организации и проведения промежуточной и (или) государственной
итоговой аттестации обучающихся, получающих общее образование в форме семейного
образования или самообразования
Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением образовательной организацией
промежуточной и(или) государственной итоговой аттестации обучающихся, получающих общее
образование в форме семейного образования или самообразования, производится за счет бюджетных
ассигнований, предусмотренных государственным бюджетным образовательным организациям РСОАлания в пределах субсидий, выделяемых из бюджета в рамках финансового обеспечения
выполнения государственного задания на оказание ими государственных услуг «Проведение
промежуточной итоговой аттестации лиц, осваивающих основную образовательную программу в
форме самообразования или семейного образования либо обучавшихся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе», «Проведение государственной итоговой
аттестации лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или
семейного образования либо обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации
образовательной программе».

Приложение 1 к Положению об организации обучения в форме семейного образования и
самообразования
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА НА СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ САМООБРАЗОВАНИЕ
Шаг 1. Уведомление образовательного учреждения. При переходе на семейное образование или
самообразование в первую очередь необходимо проинформировать образовательное учреждение о
смене формы обучения. Уйти из образовательной организации на семейное образование или
самообразование без уведомления нельзя.
1.1. Сроки подачи документов. Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного
года или в течение его. Необходимо помнить, что уведомить отдел образования необходимо в течение
15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из
образовательной организации или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в
котором планируется переход на семейное образование.
1.2. Образец заявления Приложение 2 к настоящему Положению.
1.3. Способ отправки документов
- Лично. Уведомление о переходе на семейное обучение или на самообразование необходимо
составить в 2 экземплярах. На своем уведомлении необходимо сделать пометку, что уведомление
зарегистрировано;
- По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет
подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного
образования или самообразования;
- Дистанционно. При наличии в образовательном учреждении «электронной приемной» можно
направить туда уведомление в электронном виде. При отправке рекомендуется делать скриншот.
Шаг 2. Отчисление из образовательной организации Если при переходе на семейное образование или
самообразование ребенок уже обучался, необходимо забрать из образовательной организации его
личное дело и другие документы. Отчислиться из контингента образовательной организации
необходимо даже если Вы не планируете менять образовательную организацию и хотите проходить
аттестации в ней.
2.1. Сроки подачи документов. На основании поданного заявления образовательная организация в
течение 3 рабочих дней издает распорядительный акт об отчислении обучающегося
2.2. Образец заявления. Попросите шаблон заявления в образовательной организации.
2.3. Способ отправки документов
- Лично.
- По почте
- заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
- Дистанционно. Возможность дистанционной подачи уточняйте у администрации образовательной
организации.
Шаг 3. Выбор образовательной организации для прохождения аттестации. Для приема в
образовательную организацию необходимо направить туда заявление.

3.1. Сроки подачи документов. В любое время, но целесообразнее это сделать до начала учебного года,
когда образовательная организация формирует учебный план. В течение 5 рабочих дней после приема
заявления и соответствующих документов образовательная организация издает распорядительный акт
о зачислении обучающегося экстерном
3.2. Образец заявления. Приложение 3 к настоящему Положению.
3.3. Способ отправки документов
- Лично. Заявление на прием в образовательную организацию для прохождения промежуточной и
(или) государственной итоговой аттестации необходимо составить в 2 экземплярах. На своем
заявлении необходимо сделать пометку, что заявление зарегистрировано. Вместе с заявлением
предоставляются иные документы согласно п.3.3.1 настоящего Положения.
3.4. Дальнейшие действия. Если Ваша «старая» образовательная организация работает с детьми на
семейном образовании или самообразовании, переходите к следующему шагу. Если нет, а для Вас
принципиально сдавать аттестацию именно там, получите от образовательной организации
письменный отказ о переводе ребенка на семейную форму образования или самообразование
Шаг 4. Оформление договора при переходе на семейное образование или самообразование. Это
необязательный шаг, но подписание договора о порядке проведения аттестаций определит права и
обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.
4.1. Сроки подачи документов. Обычно заключается при подаче заявления на прием в образовательную
организацию для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
4.2. Образец договора. Приложение 6 к настоящему Положению
4.3. Способ отправки документов - Лично.
Шаг 5. Организация учебного процесса. Семейное образование или самообразование предполагают
свободу в выборе формата обучения:
- самостоятельно;
- при помощи самостоятельно подобранного специалиста.

Приложение 2 к Положению об организации обучения в форме семейного образования и
самообразования Форма уведомления о выборе формы получения общего образования в форме
семейного образования или самообразования
Директору ГБОУ школы-интерната г, Алагир

(ФИО родителя (законного представителя)) проживающего по
____________________ телефон__________________________

адресу

УВЕДОМЛЕНИЕ
о выборе формы получения образования в форме семейного образования или самообразования. В
соответствии с требованиями части 5 статьи 63 Федерального Закона Российской Федерации от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» информирую Вас о выборе для своего
ребенка_____________________________________________________________________________,
(ФИО несовершеннолетнего ребенка)___________года рождения, проживающего по
адресу__________________________________(дата рождения) формы получения образования в форме
семейного образования или самообразования. Решение о выборе формы образования в форме
семейного образования или самообразования принято с учетом мнения ребенка.

Дата____________Подпись родителя (законного представителя)_______________________ Подпись
ребенка (с 14 лет)_______________

Согласен на обработку персональных данных и персональных данных ребенка в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.

Дата

Подпись

Приложение 3 к Положению об организации обучения в форме семейного образования и
самообразования .
Форма заявления гражданина или его родителей (законных представителей) на прием в
образовательную организацию для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой
аттестации экстерном
Директору ГБОУ школы-интерната г. Алагир

от______________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)

Адрес________________________________________
Сведения о документе, подтверждающем статус законного представителя (№, серия, дата выдачи,
кем выдан)_______________________________________
телефон
Заявление.
Прошу зачислить меня (моего(ю) сына(дочь))________________________________
_____________________________________________________________________________(ФИО
полностью) для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации за курс
_____класса/по предмету(ам)___________________________________________________ на весь
период получения общего образования/на период прохождения промежуточной и/или государственной
итоговой аттестации/на период__________________учебного года. (нужное подчеркнуть) Прошу
разрешить мне/моему(ей) сыну(дочери): - посещать лабораторные и практические занятия
________________________________________________________________________ (указать по каким
предметам); - принимать участие в централизованном тестировании (нужное подчеркнуть).
С лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной
аккредитации, Уставом ГБОУ школы -интерната г. Алагир, образовательной программой,
Положением об организации государственной итоговой аттестации обучающихся, Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся ознакомлен(а).

Дата_________________ Подпись__________________
Согласен на обработку персональных данных и персональных данных ребенка в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Дата_________________ Подпись________________

Приложение 4 к Положению об организации обучения в форме семейного образования и
самообразования
Образец приказа о приеме экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной
итоговой аттестации В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Принять___________________________________________________________(Ф.И.О. экстерна) с
"____" ________20__ г. по "____ " ________20__ г. для прохождения промежуточной и (или)
государственной итоговой аттестации за курс_____класса (по предмету(ам)
____________________________________________________________)/на весь период получения
общего образования/на период прохождения промежуточной и/или государственной итоговой
аттестации/на период__________________учебного года.
2. Утвердить следующий график проведения промежуточной аттестации:
Предметы
Форма проведения промежуточной аттестации
Сроки проведения промежуточной аттестации
3. Утвердить следующий график проведения консультаций по учебным предметам:
Предметы Сроки проведения консультаций (с указанием формы проведения, в том числе с
применением дистанционных технологий) 1 консультация 2 консультация
4. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе________________________(ФИО
заместителя) осуществлять контроль за своевременным проведением консультаций и проведением
промежуточной аттестации педагогическими работниками, ведением журнала учета проведенных
консультаций.
5. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной
работе_________________________________(ФИО заместителя директора)

Директор

Приложение 5 к Положению об организации обучения в форме семейного образования и
самообразования Образец справки о результатах промежуточной аттестации

СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
_____________________________________________________________________________(фамилия,
имя, отчество) в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении
"Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования г. Алагир".363240 РСО-Алания,
г. Алагир, ул. Ч. Басиевой, 50 в ____________________ учебном году пройдена промежуточная
аттестация № п/п Наименование учебных предметов: четверть, полугодие, модуль, класс, полный
курс предмета Отметка 1 2 3 4 5 __________________________________________________________ в
________класс.
(Ф.И.О. обучающегося) (продолжит обучение, переведен)

(Ф.И.О.)

Директор

«

»

20

г.

Приложение 6 к Положению об организации обучения в форме семейного образования и
самообразования Образец договора об организации и проведении промежуточной и (или)
государственной итоговой аттестации экстерна
ДОГОВОР
об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации экстерна
г. Алагир «___» _________20____г.
________________________________________________________________________(полное
наименование образовательной организации (по Уставу))
школа, в лице директора__________________________________________________, действующей на
(ФИО директора) основании Устава, с одной стороны и родитель (законный представитель)
несовершеннолетнего обучающегося_____________________________________________, (ФИО
родителя (законного представителя)) именуемый в дальнейшем представитель обучающегося
_____________________________________________________________________________, (ФИО.
обучающегося) именуемый в дальнейшем экстерн, в интересах обучающегося в соответствии со ст. 17
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заключили
настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Предметом настоящего договора является организация промежуточной и (или) государственной
итоговой аттестации по образовательным программам (начального общего, основного общего,
среднего общего) образования экстерна з а _____класс в рамках единого федерального
государственного образовательного стандарта.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Школа:
2.1.1. Организует промежуточную аттестацию экстерна в стандартизированной форме (в устном,
письменном или комбинированном виде) по материалам и по предметам, модулям, курсам,
включенным в учебный план школы, и в порядке установленном локальными нормативными актами
школы, с учетом мнения представителя и согласно утвержденному графику аттестации.
2.1.2. Организует промежуточную аттестацию экстерна начиная со второго класса.
2.1.3. Осуществляет государственную итоговую аттестацию экстерна в порядке согласно действующим
федеральным и региональным нормативным правовым актам в сфере образования.
2.1.4. Предоставляет экстерну бесплатно библиотечно-информационные ресурсы, имеющиеся в
библиотечном фонде школы.
2.1.5. Предоставляет методическую и консультативную помощь.
2.1.6. Знакомит представителя экстерна с уставом школы, лицензией на осуществление
образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными
программами, локальными нормативными актами, регламентирующими формы и порядок проведения
промежуточной аттестации; документами, устанавливающими формы и порядок проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
и по образовательным программам среднего общего образования, академическими правами
обучающихся по соответствующим образовательным программам.

2.1.7. Предоставляет экстерну возможность выполнения лабораторных и практических работ при
условии прохождения экстерном необходимого инструктажа в соответствии с утвержденным
расписанием школы.
2.1.8. Определяет возможность участия педагогов, приглашенных представителем, для участия в
промежуточной аттестации.
2.1.9. По итогам аттестации выдает экстерну справку о результатах промежуточной аттестации, в
которой указывает учебные предметы, аттестационный период (четверть, полугодие, модуль, класс,
либо полный курс предмета), отметки.
2.1.10. Осуществляет перевод экстерна в последующий класс на основании результатов
промежуточной аттестации в _________20__ года. месяц
2.1.11. Выдает экстерну документ государственного образца (аттестат) при условии выполнения им
требований федерального государственного образовательного стандарта.
2.2 Представитель:
2.1.1. Подает заявление с указанием: сроков прохождения промежуточной аттестации экстерном;
периода аттестации (если периодичность аттестации не совпадает с периодами аттестации для данного
уровня обучения, закрепленными локальным актом школы); перечнем предметов для аттестации.
2.1.2. Обеспечивает усвоение экстерном общеобразовательных программ в сроки, определенные
договором для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
2.1.3. Несет ответственность за целенаправленную организацию деятельности экстерна по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию
способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у
экстерна мотивации получения образования.
2.1.4. Обеспечивает явку экстерна в образовательную организацию в установленные сроки для
прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
2.1.5. Своевременно информирует школу о непосещении экстерном аттестации по уважительной
причине, подтвержденной документально.
2.1.6. Присутствует в школе вместе с экстерном при оказании консультативной и методической
помощи, выполнении лабораторных и практических работ, проведении промежуточной аттестации
экстерна в случае наличия соответствующих медицинских показаний или по рекомендациям
психолога.
2.1.7. Имеет право на получение информации о результатах аттестации экстерна.
2.1.8. Знакомится с уставом школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности,
свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами, локальными
нормативными актами, регламентирующими формы и порядок проведения промежуточной
аттестации; документами, устанавливающими формы и 23 порядок проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и по
образовательным программам среднего общего образования, академическими правами обучающихся
по соответствующим образовательным программам.
2.1.9. При разрешении споров, конфликтных ситуаций обращается в комиссию по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений.

2.1.10. Предоставляет в школу информацию об изменении места регистрации, проживания,
контактных данных.
3. Ответственность сторон.
3.1. При зачислении обучающегося в форме семейного образования или самообразования в качестве
экстерна школа не несет ответственность за качество образования, а несет ответственность только за
организацию и проведение аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав
экстерна.
3.2. Представитель несет ответственность за качество освоения экстерном общеобразовательных
программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,
посещение консультативных, лабораторных и практических занятий, соблюдение графика
промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
4. Финансовые взаимоотношения сторон.
4.1. Промежуточная и (или) государственная итоговая аттестация осуществляются бесплатно.
4.2. Расходы, произведенные представителем при подготовке к промежуточной и (или)
государственной итоговой аттестации экстерна, компенсации не подлежат.
5. Срок действия договора
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует с
___________20____г. п о ___________20____г.
5.2. Договор может быть продлен, изменен, дополнен по соглашению сторон.
6. Порядок расторжения договора
6.1. Настоящий договор расторгается:
6.1.1. При ликвидации или реорганизации школы.
6.1.2.Обязательства по данному договору не переходят к правопреемнику школы. Представитель
заключает с правопреемником новый договор в установленном порядке. 6.2. Настоящий договор
расторгается в одностороннем порядке:
6.2.1. Школой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения представителем обязательств по
настоящему договору.
6.2.2. Представителем по его желанию, оформленному в виде заявления на имя руководителя школы.
7. Заключительная часть
7.1. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах по одному для каждой из сторон. Оба экземпляра
имеют равную юридическую силу. Один экземпляр хранится в школе, другой - у представителя.
7.2. К договору прилагается и является его неотъемлемой частью график 24 аттестации.
8. Юридические адреса и подписи сторон
Полное наименование образовательной организации в соответствии с Уставом

Родитель (законный представитель): ФИО ИНН Паспорт (серия, №, дата выдачи, кем выдан) ОГРН
Индекс, адрес регистрации, индекс телефон/факс ФИО,
Подпись руководителя

Печать


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».