Пояснительная записка
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается
разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим
достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность
сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники
начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления
о профессиональных направлениях и специальностях, знакомятся с требованиями,
которые предъявляют различные профессии.
Реализация курса «Предпрофильная подготовка: психология и профориентация»
поможет расширить представления детей о мире профессий, исследовать свои
способности и развить базовые компетенции. Содержание курса представляет систему
интеллектуально-развивающих занятий для учащихся шестых классов. Разнообразие
организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося
обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Общая характеристика учебного курса «Предпрофильная подготовка:
психология и профориентация»
Цель курса: развитие у учащихся личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельностии представлений о
собственных интересах и возможностях.
Общая цель конкретизируется в задачах курса:
· Расширить имеющиеся представления учащихся о мире профессий;
· Выявить интересы, склонности и способности детей;
· Стимулировать размышления детей о собственных перспективах личностного и
профессионального самоопределения;
· Формировать представления о применении полученных знаний, умений, навыков в
интересующей области труда;
· Развить познавательные способности и творческую активность обучающихся;
· Формировать ценностное отношение к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
Направления работы с участниками образовательного процесса:
- диагностическое направление: определение актуального уровня развития способностей
ребенка и его потенциал (зону ближайшего развития), выявление интересов обучающихся.
- информационно-просветительское направление: создание конкретных образов основных
типов профессий; популяризация личностных и профессионально важных качеств
человека, существенных для самоопределения.
-компенсирующее направление: компенсация психологических характеристик,
препятствующих самоопределению.
Планируемые результаты освоения курса «Предпрофильная подготовка:
психология и профориентация»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Содержание программы курса «Предпрофильная подготовка:
психология и профориентация», формы и методы работы позволят достичь следующих
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи;
· осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
· ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
· готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
· осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации
подготовки к выбору будущей профессии.
· стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
· стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости
от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в
будущем.
· осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
· способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
· умение принимать себя и других, не осуждая;
· сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
· интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
· осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
· готовность адаптироваться в профессиональной среде;
· уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
· осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
· выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты
представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
· использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
· аргументировать свою позицию, мнение;
· оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с
интернет-источниками;
· самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
обсуждения в группе или в паре;
· прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,
связанные с выбором будущей профессии;
· выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную
специальность в новых условиях;
· применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
· выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
· находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
· самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников курса «Предпрофильная подготовка:
психология и профориентация».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
· воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения
в рамках занятий;
·выражать свою точку зрения;
· распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать
конфликты;
· понимать намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение к
ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои
возражения;
· в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения друг с другом;
· сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
· публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий,
связанных с тематикой курса по профориентации;
· понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно
планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
· уметь обобщать мнения нескольких участников, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
· выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других учащихся.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
·выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
· ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
·делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе
профессионального самоопределения;
· владеть способами самоконтроля, мотивации и рефлексии;
· предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
· объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентации, уметь
находить позитивное в любой ситуации;
· уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
· различать, называть и управлять собственными эмоциями;
· уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников
курса, осознанно относиться к ним.
Ожидаемые результаты:
· участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- заинтересованность в развитии своих способностей,
· участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
· возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,
· развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора
и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
· проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям
трудовых специальностей
· совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и
аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяется воспитательными результатами. О достижении результатов следует судить
по следующим критериям:
Критерии успешности прохождения программы
· Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание
профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и
подобрать задания для проверки этих способностей.
·Средний уровень - умение подготовить развернутое описание профессии, но
недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
· Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет
способности, которые необходимы для данной профессии.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности в 6 классе
«Предпрофильная подготовка: психология и профориентация»
Курс рассчитан на учащихся 6 класса. Каждое занятие имеет тематическое
наполнение, которое построено таким образом, чтобы учащиеся смогли исследовать свои
индивидуально-личностные особенности.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает одно занятие в неделю, которое
состоит из теоретической и практической части.
Содержание занятий включает беседы, упражнения и ролевые игры, поисковая
деятельность, работа с семьей, просмотр фильмов, чтение литературы, которые позволяют
учащимся получить представление о мире профессий и научиться самостоятельно
планировать свой профессиональный путь.
Курс состоит из тематических блоков:
1.
Введение в курс внеурочной деятельности «Предпрофильная подготовка:
психология и профориентация
2.
Профессия и ее содержание.
3.
Психофизиологическая предрасположенность к профессии.
Структура занятий:
I.
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты
реакции, готовности памяти).
II.
Знакомство с темой занятия. Практическая работа.
III.
Выполнение развивающих заданий в соответствии с рассматриваемой
способностью или профессией;
IV.
Рефлексия.
Материально-технические средства обучения: классное оборудование и учебная мебель,
мультимедийный проектор, компьютер, ватман, ножницы, краски, карандаши,
фломастеры, клей, настольная игра «Стартап», ламинатор, картон белый.
Календарный план на 2025/2026 учебный год
по курсу «Предпрофильная подготовка: психология и профориентация»
Количество часов: 34часа (занятия по 1 часу один раз в неделю)
Номер
Название раздела, модуля, темы
Домашнее задание
занятия
1
2
3
РАЗДЕЛ 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Предпрофильная подготовка:
психология и профориентация»
Тема 1.1 Труд – основа профессии
1
Знакомство с предметом. Анализ понятий «труд»,
Изучить записи в
(2 часа)
«работа», «профессия». Учеба – главный
тетради
труд. Профессиональные смыслы. Анализ рассказов
Сухомлинского о труде.
Тема 1.2 Человеческие возможности
2
Самопознание. Человеческие возможности. Факты об
Изучить записи в
( 2 час)
использовании своих возможностей выдающимися
тетради
людьми. Практическая работа с книгой рекордов Гиннеса.
Просмотр и обсуждение видеофрагментов о человеческих
возможностях.
Тема 1.3 Успешный человек. Какой он?
3
Определение «успеха». Древо понятия. Слагаемые
Изучить записи в
(2 час)
успеха. Определение качеств успешного человека.
тетради
Профессиональные смыслы успешного человека.
РАЗДЕЛ 2. Профессия и ее содержание
Тема 2.1 Профессия. Специальность. Должность. Профессиональные ресурсы.
4
Разграничение понятий «профессия», «специальность»,
Изучить записи в
(2 часа)
«должность». Знакомство с типами профессий по
тетради
предмету труда: «Человек-Человек», «ЧеловекХудожественный образ», «Человек-Техника», «ЧеловекЗнаковая система», «Человек-Природа». Тестирование по
методике Е.А. Климова.
Тема 2.2 Содержание профессий.
5
Предмет и средства труда. Цели труда. Общение в
(3 часа)
трудовой деятельности. Требования к здоровью.
Изучить записи в
тетради
Потребности общества в профессиях. Особенности
профессии. Схема анализа профессии.
Тема 2.3 Формула профессии.
6
Формула осознанного выбора профессии «хочу, «могу,
(2 часа)
«надо». Работа с кейсами. Работа с картой
предпочтений условий труда.
Тема 2.4 Ошибки в выборе профессий
7
Склонности, интересы и мотивы человека, их роль в
(1 час)
профессиональном выборе. Ошибки при выборе
профессий. Анализ отрывка А.П.Чехова. Игра
«Оптимисты и пессимисты».
Тема 2.5 Мир интересных профессий
8
Знакомство с необычными профессиями. Профессии
(2 часа)
прошлого, настоящего и будущего. Творческая работа
по созданию «портрета» профессии. Знакомство с
профессиями промоутер, имиджмейкер, девелопер,
мерчендайзер
Тема 2.6 Профессии инженерного профиля
9
Кого называют «инженером». Работа с кейсом «Время
(1 час)
инженеров». Корифеи инженерного дела. Профессии
инженерного профиля. Обсуждение мультфильма
«Пусть меня научат».
Тема 2.7 Дороги, которые мы выбираем. Профессии родителей.
10
Презентация профессий родителей. Династии
(1 час)
профессий. Анализ профессии родителя по схеме.
РАЗДЕЛ 3. Психофизиологическая
предрасположенность к профессии.
Тема 3.1 Самооценка и уровень притязаний
11
Самооценка и самопрезентация. Формула самооценки.
(1 час)
Уровень притязаний. Способы повысить самооценку.
Тема 3.2 Я и мой характер
12
Мотивы выбора человека. Качества, определяющие
(1 час)
счастье человека. Характер. Профессиональный тип
личности. Социальный интеллект.
Тема 3.3 Темперамент и выбор профессии
13
Виды темпераменты и их характеристики.
(2 часа)
Определение темперамента. Сила нервной системы.
Уравновешенность. Экстраверты и интроверты.
Рекомендуемые и противопоказанные профессии.
Видофрагмент «Разные темпераменты»
Тема 3.4. Задатки и склонности
14
Разграничение понятий «задатки» и «склонности».
(1 час)
Профиль интересов. Анализ отрывка из произведения
М.Твена «Приключения Тома Сойера».
Тема 3.5 Способности к вниманию и запоминанию
15
Представление о процессе внимания, его видах и
(2 часа)
свойствах. Значение наблюдательности как
профессионально важного качества. Роль памяти в
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Взять интервью у
родителей о
профессиях.
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
различных видах профессиональной деятельности.
Знакомство с приемами запоминания и возможностями
развития памяти.
Тема 3.6 Мыслительные способности
16
Функции, виды мышления. Мыслительные операции.
(1 час)
Правополушарные и левополушарные мыслители.
Диагностика структуры интеллекта по Р. Амтхауэра .
Приемы развития
Тема 3.7 Эмоциональный интеллект
17
Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных
(1 час)
состояний, их влияние на профессиональную
деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика уровня
личностной и реактивной тревожности по методике
Ч.Д.Спилбергер «Шкала самооценки».
Тема 3.8 Волевые качества личности
18
Волевые качества личности. Регулирующая функция
(1 час)
воли. Дебаты «Какими качествами должен обладать
волевой человек?». Умение контролировать свое
поведение.
Тема 3.9 Человек среди людей.
19
Межличностные отношения и их значение в
(2 часа)
профессиональной деятельности. Коммуникативные
умения и навыки. Конфликты и возможности различных
тактик поведения. Требования к работнику:
профессионализм, ответственность, коммуникабельность.
Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение
коммуникативных и организаторских способностей по
методике «КОС».
Тема 3.9.1 Hard skills и soft skills.
20
Происхождение понятий «hard skills» и «soft skills».
(2 часа)
«Мягкие» и «жесткие» навыки, виды.
Психогимнастические игры и упражнения. Работа с
кейсами
Тема 3.9.2 Сам себе стартап
21
Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады.
(1 час)
Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть
интересны школьнику и которые могут помочь в запуске
собственного стартапа. Игра «Стартап».
Тема 3.9.3 Личный профессиональный план
22
Анализ профессии по схеме. Оформление и защита
(2 часа)
проекта. План самоорганизации для подготовки к
будущей профессии.
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
Изучить записи в
тетради
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность.
Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный
образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.;
авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по
новым стандартам).
2.
Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика
профессионально-важных качеств. – СПб.: Питер, 2014. – 192 с.: ил. – (Серия
«Практическая психология»).
3.
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер,
2015. – 160с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
4.
Соколов А. В. Форсайт: Взгляд в будущее // Форсайт. – 2007. – № 1. – С. 8–15
5.
Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В.,
Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда:
Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс»,
2003. - 152 с.
6.
Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации.– СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с
7.
Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб,
2006.
8.
Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
9.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и
психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. – 301 с.
10.
Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и
профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
11.
Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты,
рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с