АООП для работы с обуч. с УО 1-4 кл.

Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (УО вариант 1).
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью
создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с умственной
отсталостью (УО) и обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей
независимо от ограниченных возможностей здоровья.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога–психолога по
направлениям: психопрофилактика, психодиагностика и психокоррекция в работе с детьми с УО.
Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности
ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы.
Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы,
личностных качеств и поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:
•
Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно
сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
•
Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;
•
Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность
сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания, запоминание механическое
•
Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических
процессов и органического поражения головного мозга;
•
Недостаточное развитие мелкой моторики;
•
Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности,
спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логикограмматических конструкций;
•
Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не
выражен.
•
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие
воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка, проявление агрессивности,
импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;
•
Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция
поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, школьной
дисциплине).
•
Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой
деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к повышенной истощаемости и
низкой работоспособности;
•
Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с
отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей,
несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей,
гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не
имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными
социально- психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные
навыки весьма ограниченны.
Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное
развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Цель программы: создание условий психолого-педагогического сопровождения процесса
освоения обучающимися с умственной отсталостью, с учетом их особых образовательных
потребностей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в
образовательном процессе.

Задачи программы:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью,
обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в
физическом и психическом развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с
рекомендациями психолого- медико-педагогического консилиума);
• оказание родителям (законным представителям), имеющим детей с умственной
отсталостью, консультативной и методической помощи.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом
его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно воспитательной
работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов
организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении
обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с
детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического
развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий
взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по
комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Диагностическая работа
Обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной
отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной
образовательной программы. Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1.

психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных
потребностей: ― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении
содержанием образования и потенциальных возможностей; ― развития эмоционально-волевой
сферы и личностных особенностей обучающихся; ― определение социальной ситуации развития
и условий семейного воспитания ученика;

2. мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образования;
3. анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки

коррекционных мероприятий. Коррекционно-развивающая
работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию
учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа включает: ― составление индивидуальной программы
психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами), ― формирование в классе
психологического климата комфортного для всех обучающихся, ― организация внеурочной
деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социальноличностное развитие, ― разработку оптимальных для развития обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик,
методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, ―
организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции,
необходимых для преодоления нарушений развития учащихся, ― развитие эмоционально-волевой
и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения, ― социальное сопровождение ученика в

случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. В процессе
коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― занятия
индивидуальные и групповые, ― игры, упражнения.
В результате обучения по данной программе у детей с умственной отсталостью должны
сформироваться: - положительная мотивация к учению,
- умение учиться, - умение получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. готовность к дальнейшему профессиональному образованию.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли
уфункций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и
организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию
со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом
этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических
операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в
различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных
образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом
возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные
действия рассматриваются на различных этапах обучения.
5. Описание места программы в учебном плане
6. Объем программы составляет для 1 класса – 33 часов в год, для 2-4 классов – 34 часов в
год, занятия проводятся 1 раза в неделю. Программа может быть использована как
целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые
наиболее показаны обучающемуся.
7. Планируемые результаты
8. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы - обеспечить
достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных
и предметных. Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социокультурным опытом, включают индивидуально- личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося ученика, понимание им на доступном
уровне ролевых социально значимые ценностные установки. Предметные результаты
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность к их применению. Создание комфортных
коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции
и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить
обучающихся умственной отсталостью: - распознавать и выражать свои эмоции; управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния; - элементам
логического рассуждения; - выделять существенные признаки и закономерности
предметов; - сравнивать предметы, понятия; - уметь копировать образец, различать цвета,
анализировать и удерживать зрительный образ; - самостоятельно выполнить задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; - работать в
группе (при групповых формах работы).

Тематическое планирование занятия для детей 7 лет с УО (вариант 1) 1 класс
Режим работы: 1 раза/неделю
Продолжительность занятия:30 минут (15 мин. Занятие, 5 мин. Динамическая пауза, 10
мин. Игровое взаимодействие).
Форма оценки эффективности коррекционного процесса:
психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)
Блоки

Тема

Входная диагностика познавательных
процессов
I.Исследование
1.Исследование
сформированности
восприятия
базоввых
Пространства, времени,
составляющих
цвета ,формы
психического
процесса
2.Исследование
концентрации,
объема, переключение
и устойчивости
внимания.
3.Исследование
зрительной, слуховой,
логической памяти.

II.Исследование
сформированности
эмоцианальноличностных
особенностей

III.Коррекция
развитие
восприятия.

и

Кол-во
заняти
й
1

Содержание занятий

1

Задания на узнавание
реалистичных, перечеркнутых,
наложенных,
недорисованных
изображений.

1

1.Методика ПьеронаРузера.
2. Методика «Знаковыйтест»

1

1. Методика «Запоминание10

слов» (по А.Р. Лурия).
2. Методика «Запомничисла».

4.Исследование
словесно-логического,
наглядно- действенного,
наглядно-образного,
понятийного мышления

2

1. Методика «Четвертый
лишний».
2. Методика «КубикиКосса».
3. Методика «Простые
аналогии».
4. Узнавание конфликтных
изображений – нелепиц.
5. Понимание сюжетной
картинки.
6. Тест Равена.

1.Исследование
аффективной сферы.

1

2.Исследование
взаимоотношений
ребенка в детском
коллективе
и
со
взрослыми.
1.Восприятие
пространства.
Формирование
пространственных
представлений.

1

1. Тест «Рукава».
2. Методики: СОМОР, ЦТО,
«Контурный С.А.Т.-Н»,
«Эмоциональные
лица», «Метаморфозы».
1. Методика «СОМОР»,
Цветовой тест отношений(ЦТО)
и другие
проективные методы
исследования.
1. Упр. «Развиваем
глазомер».
2. Упр. «Измеряем на
глазок».
3. Упр. «Что за картинка».
4. Упр. «Определи размерна
ощупь».

2

2.Развитие восприятия
времени

2

3.Развитие
восприятия 2
формы и цвета, велечены
и веса

IV.Коррекция
развитие
восприятия.

и

V.Коррекция
и
развитие памяти

1.Развитие концентрации
и
устойчивости
внимания

2

2.Развитие
умения
распределять внимание

2

3.Развитие
произвольного
внимания

2

1.Развитие зрительной
памяти

2

2.Развитие
памяти

слуховой

2

3.Развитие словеснологического
мышления

2

1. Упр. «Кто старше?».
2. Упр. «Назови месяц
дальше».
3. Упр. «Определи размер
на ощупь».
1. Упр. «Какой цвет
пропал?».
2. Упр. «Назови месяц
дальше».
3. Методики «Вес
предмета» и «Кто больше.
1. Упр. «В магазине
зеркал».
2. Упр. «Исключение
лишнего».
3. Упр. «Найди пять
отличий».
1. Методика
«Корректурная пробапера».
2. Упр. «Графический
диктант».
1. Упр. «Лото».
2. Упр. «Найди двух
одинаковых животных».
3. Упр. «Воспроизведение
геометрических фигур».
1. Упр. «Чей это дом?»
2. Упр. «Ярмарка
автомобилей».
3. Упр. «Разрезанная
картинка».
1. Упр. «Маленький
рассказ».
2. Упр. «Стихи и образы».
3. Упр. «Назови идею».
4. Упр. «Учимся запоминать
надолго».
1. Развитие умения
узнавать предметы по
заданным признакам.
2. Формирование способности
выделять существенные
признакипредметов.
3. Развитие умения
классифицировать.
4. Развитие умений выбирать
основание для
классификации.

VI.Коррекция
и
развитие
эмоциональноволевой
сферы,
развитие сенсорной
моторики

Повторная
диагностика
Всего : 33

2
1.Развитие
способности
распознавать
эмоциональное
состояние других людей
и отображать его с
помощью мимики и
жестов
2.Исследование развития
движений
пальцев
рук,
пластичности, мелкой
моторики
3.Развитие
тонких
тактильных
ощущений

1. Упр. «Какие бывают
эмоции».
2. Упр. «Разные чувства».
3. Упражнения на расслабление с
фиксациейна дыхание.
4. Дыхательная
гимнастика.
5. Гимнастика для глаз.

2

1. Упр. «Теневой театр».
2. Упр. «Составь и
вырежи».

2

1. Упр. «Кусочки ткани».
2. Упр. «Узнай предмет наощупь»

1

Тематическое планирование занятия для детей 8 лет с УО (вариант 1)2 класс

Режим работы: 1 раза/неделю

Продолжительность занятия: 30минут (15 мин. Занятие, 5 мин. Динамическая пауза, 10 мин.
Игровое взаимодействие)
Форма

оценки

эффективности

(первичная, итоговая диагностика).
Блоки

коррекционного

Тема

Входная диагностика познавательныхпроцессов
I.Исследование
сформированности
базовых
составляющих
психических
процессов

процесса: психологическое

обследование

Кол-во Содержание занятий
занятий
1

1.Исследование
восприятия,
пространства,
времени,
цвета,формы.

1

2.Исследование
концентрации,
объёма, переключенияи
устойчивости
внимания
3.Исследование
зрительной, слуховой,
логической памяти

1

1

1. Задание на узнавание
реалистических,
перечеркнутых,
наложенных,
недорисованных
изображений.
. Методика Пьерона-Рузера.
. Методика «Знаковыйтест».

1. Методика Запоминание
10 слов» (по А.Р. Лурия).
2. Методика «Запомни
числа».

4. Исследование словесно- 2
логического,нагляднообразного, нагляднодейственного,
понятийного
мышления.

II. Исследование
сформированности
эмоциональноличностных
особенностей

III. Корекция и
развитие
психических
процессов

1.Исследование
аффективной сферы.

1

2.Исследование
взаимоотношений
ребенка в детском
коллективе и со
взрослыми.
1. Восприятие
пространства.
Формирование
пространственных
представлений.

2

2. Развитие
восприятия времени.

2

3. Развитие формы и
цвета, величины и веса

IV. Коррекция и
развитие внимания

2

3

1. Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания

2

2. Развитие умения
распределять внимание

2

. Методика «Четвертый
лишний».
. Методика «КубикиКооса».
. Методика «Простые
аналогии».
. Узнавание конфликтных
изображений-нелепиц.
5.Понимание сюжетной
картинки.
7.Тест Равена.
1. Тест «Рукава».
2. Методики: СОМОР, ЦТО,
«Контурный С.А.Т.-Н»,
«Эмоциональные
лица», «Метаморфозы».
1. Методика «СОМОР»,
Цветовой тест отношений(ЦТО)
и другие
проективные методы
исследования.
. Упр. «Развиваем
глазомер».
. Упр. «Измеряем на
глазок».
3. Упр. «Что за картинка».
. Упр. «Определи размерна
ощупь».
1. Упр. «Кто старше?».
. Упр. «Назови месяц
дальше».
. Заучивание
скороговорок.
. Упр. «Какой цвет
пропал?»
2. Упр. «Построй башню».
3. Методики «Вес
предмета» и «Кто больше
весит?».
. Упр. «В магазине
зеркал».
. Упр. «Исключение
лишнего»
. Упр. «Найди 5
отличий».
1. Методика
«Корректурная проба».
. Упр. «Графический
диктант».

V. Коррекция и
развитие памяти

VI.Коррекция и
развитие
эмоциональноволевой сферы,
развитие сенсорной
моторики

Повторная
диагностика
Всего 34 часов

3. Развитие
произвольного
внимания.

2

1. Развитие зрительной
памяти.

2

2. Развитие слуховой
памяти.

2

1. Упр. «Лото».
. Упр. «Найди двух
одинаковых животных».
3. Упр. «Воспроизведение
геометрических фигур».
1. Упр. «Чей это дом?».
. Упр. «Ярмарка
автомобилей».
. Упр. «Разрезанная
картина».
. Упр. «Маленький
рассказ».
2. Упр. «Стихи и образы».
3. Упр. «Назови идею».
4. Упр. «Учимся
запоминать надолго».
. Развитие умения узнавать
предметы позаданным
признакам.
. Формирование способности
выделять существенные
признакипредметов.
. Развитие умений
классифицировать.
. Развитие умений выбирать
основание для
классификации.

3. Развитие словеснологического мышления.

2

1.Развитие способности
распознавать
эмоциональное состояние
других людей и
отображатьего с помощью
мимики и жестов

2

. Упр. «Какие бываютэмоции».
2. Упр. «Разные чувства».
. Упражнения на расслабление с
фиксациейна дыхание.
. Дыхательная
гимнастика.
5. Гимнастика для глаз.

2.Исследование развития
движений
пальцев рук, пластичности,
мелкой
моторики
3.Развитие тонких
тактильных
ощущений

2

1. Упр. «Теневой театр».
. Упр. «Составь ивырежи».

1

1. Упр. «Кусочки ткани».
. Упр. «Узнай предмет наощупь»

1

Тематическое планирование занятий для детей с УО (вариант 1) 9 лет3 класс
Режим работы: 1 раз/неделю

Продолжительность занятия: 40 мин. (20 мин. Занятие, 5 мин. Динамическая
пауза, 15 мин. Игровое взаимодействие).

Форма оценки эффективности коррекционного процесса: психологическое
обследование (первичная, итоговая диагностика)
Блоки

Тема

Входная
диагностика
процессов

познавательных

Кол-во Содержание занятий
занятий
1

I.
1. Исследование восприятия 1
Исследование
пространства
сформированности
,времени, цвета
базовых составляющих ,формы.
психического
Зрительный гнозис.
процесса.
1
2. Исследование
концентрации, объема,
переключение и
устойчивости
внимания.
3. Исследование зрительной, 2
слуховой, логической памяти.
4. Исследование словеснологического, нагляднодейственного, нагляднообразного,
понятийного мышления.

II. Исследование
сформированности
эмоциональноличностных
особенностей.

2

1. Исследование аффективной 1
сферы.

. Упр. «Поиск по признакам».
. Упр. «Назови такой же».
. Узнавание реалистических,
перечеркнутых, наложенных,
недорисованных изображений».
1. Методика ПьеронаРузера.
2. Методика «Знаковый тест».
1. Методика
«Запоминание 10 слов» (по А.Р.
Лурия).
2. Методика «Запомни числа».
. Методика «четвертый лишний».
. Методки «Кубики Кооса».
. Методика «Простые аналогии».
. Узнавание конфликтных
изображений.
. Методика «Разрезаные картинки».
. Методика исследования уровня
сформированности понятийного
мышления.
. Понимание сюженой картинки.
. Тест Равена
1. Тест «Рука».
2. Методики: СОМОР, ЦТО,
«Контурный С.А.Т.- Н»,
«Эмоциональные
лица», «Метаморфозы».

III. Коррекция,
развитие и
диагностика
психических
процессов.

IV. Коррекция и
развитие внимания.

V. Коррекция и
развитие памяти.

1
2. Исследование
взаимоотношений ребенка в
детском
коллективе и со взрослыми.

1. Методика «СОМОР», Цветовой
тест отношений (ЦТО) и другие
проективные методы исследования.

1. Восприятие пространства. 1
Формирование

. Упр. «Развиваем глазомер».
. Упр. «Измеряем на глазок».

пространственных
представлений.

3. Упр. «Что за картинка».
4. Упр. «Определи размер на
ощупь».
1. Упр. «Кто старше?».
2. Упр. «Назови месяц дальше».
3. Заучивание скороговорок.
4. Упр. «Времена года».
5. Упр. «Быстро-долго».
1. Упр. «Какой цвет пропал?»
2. Упр. «Построй башню».
3. Методики «Вес
предмета» и «Кто больше весит?».

2. Развитие восприятия
времени.

1

3. Развитие формы и цвета,
величины и веса

1

1. Развитие устойчивости
внимания.

1

2. Развитие умения
распределять внимание.

1

1. Методика
«Корректурная проба».
2. Упр. «Графический диктант».

3. Развитие концентрации и
устойчивости внимания.

1

4. Развитие произвольного
внимания.

1

1. Методика «Красно- черная
таблица».
2. Упр. «Графический диктант».
3. Игра «Хлопни-встань».
4. Методика «Внимание».
5. Упр. «Красно-черные пары».
6. Упр. «Устный счет».
7. Упр. «Два дела одновременно».
1. Упр. «Запомни слово».
2. Упр. «Решение задач устно».
3. Игры «Что лишнее?»,
«Опиши предмет».

1. Развитие зрительной
памяти.

1

2. Развитие
слуховой памяти.

1

1. Упр. «Найди 5 отличий».
2. Упр. «Исключение лишнего»

1. Упр. «Фигуры».
2. Игра «Бусы».
3. Упр. «Расставь точки».
4. Методика «Узнавание фигур».
5. Упр. «Запомни фигуры».
6. Методика «Заучивание 10
слов».
1. Упр. «Маленький
рассказ».

2. Упр. «Запоминание слов».
3. Упр. «Учимся запоминать
надолго».
4. Методика
«Запоминание чисел».
5. Упр. «Осознание словесного
материала».
6. Игра «Слушай
внимательно».
1. Методика «Простые аналогии».
2. Методика «Исключение
лишнего».
3. Игра «Муха».
4. Упр. «На что это похоже?».
5. Упр. «Продолжи узор».
6. Упр. «Платочек».
7. Упр. «Составь фигуру».
8. Упр. «Воспроизведи рисунок».

VI. Коррекция и
развитие мышления.

1. Развитие нагляднообразного и словеснологического мышления.

2

VII. Коррекция и
развитие
эмоциональноволевой сферы

1. Развитие способности
управлять своими эмоциям
(радость, гнев ,удивление и
печаль) и распознавать их
по
пантомимике и интонациям
голоса.

1

1. Упр. «узнай эмоцию».
2. Упр. 2Дорисуй мимику в
сюжетной картинке».
3. Беседа о роли жестов и голоса
в проявлении настроения.
4. Проигрывание этюдов.

2. Научиться отличать
эмоции от поступков.
Определять степень
интенсивности эмоций.

1

1. Игры «Лото настроений»,
«Угадай эмоцию».
2. Беседа о разнице между
переживаниями и поступками
(нет хороших и плохих эмоций –
есть плохие и хорошие
поступки).
3. Беседа о различной степени
интенсивности эмоций.
4. Проигрывание этюдов на
изображение эмоций
различной интенсивности.

3. Развитие умения
выражать эмоции и
настроение
художественными
приемами.

1

1. Упр. «Нарисуй картинку с
настроением».
2. Анализ рисунков: содержание,
использование цвета,
графические

VIII. Коррекция и
развитие мелкой
моторной
деятельности.
Развитие сенсорной
моторики.

Повторная
диагностка.
Всего 34 часов

характеристики (линии,
пятна).
1. Упр. «страх и его проявление в
мимике, пантомимике, голосе».
2. Разобрать разные степени
интенсивности страха.
3. Проигрывание этюдов,
изображающих страх с
переходом в дивление и
радость.

4. Знакомство с эмоцией
«страх»: распознавание и
изображение;
отреагирование имеющихся
страхов.

2

5. Знакомство с эмоцией
«стыд» распознавание и
изображение.

2

6. Познакомить с
эмоциями:
«интерес»,
«отвращение» и
«презирание».
Распознавание и
изображение.
Закрепление пройденного.

1

1. Исследование развития
движений пальце рук,
пластичности, мелкой
моторики.

2

1. Упр. «Теневой театр».
2. Упр. «Составь и вырежи».

2. Развитие тонких
тактильных ощущений.

1

1. Упр. «Кусочки ткани».
2. Упр. «Узнай предмет на
ощупь».
3. Кинезиологические
упражнения.

1

1. Игры «что было бы, если бы…»
и
«Кинопроба».
2. Проигрывание этюдов.
1. Рисунок «Мое настроение».
2. Проигрывание усложненных
этюдов.
3. Игры «Назови похожее» и
«Испорченный телефон».

Тематическое планирование занятий для детей с УО (вариант 1) 10 лет 4 класс
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 40 мин. (20 мин. Занятие, 5 мин. Динамическая
пауза, 15 мин. Игровое взаимодействие).
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: психологическое обследование
(первичная, итоговая диагностика)
Блоки

Колво
занят
ий
1

Содержание занятий

1

1. Упр. «Поиск по
признакам».
2. Упр. «Назови такой же».
3. Узнавание реалестических,
перечеркнутых,
наложенных,
недорисованных изображений.

2. Исследование
концентрации, объема,
переключение и
устойчивости
внимания.
3. Исследование
зрительной
,слуховой, логической
памяти.

1

1. Методика В.М. Когана.
2. Методика Пьерона- Рузера.
3. Методика «Знаковый тест».

4. Исследование словеснологического, нагляднодейственного, нагляднообразного, понятийного
мышления.

2

1. Исследование
аффективной сферы.

1

Темы

Входная диагностика познавательных
процессов
I. Исследование
1. Исследование
сформированности
восприятия пространства,
базовых
времени, цвета, формы.
составляющих
Зрительный гнозис.
психического
процесса.

II. Исследование
сформированности
эмоциональноличностных
особенностей.

1

1. Методика
«Запоминание 10 слов» (по
А.Р. Лурия).
2. Методика «Запомни
числа».
1. Методика «Четвертый
лишний».
2. Методика «Найди лишнее
слово».
3. Методика «Кубики Кооса».
4. Методика «простые
аналогии».
5. Узнавание конфликтных
изображений – нелепиц.
6. Методика «Разрезные
картинки».
7. Методика для исследования
уровня сформироуавнности
понятийного мышления.
8. Понимание переносного
смысла, метафор ,пословиц и
поговорок.
9. Понимание сюжетной
картинки.
10.
Тест Равена.
1. Тест «Рука».
2. Методики: СОМОР, ЦТО,
«Контурный С.А.Т.-Н»,
«Эмоциональные
лица», «Метаморфозы».

III. Коррекция,
развитие и
диагностика
психических
процессов.

IV. Коррекция и
развитие внимания.

2. Исследование
взаимоотношенийребенка в
детскомколлективе и со
взрослыми.

1

1. Восприятие
пространства.
Формирование
пространственных
представлений.

2

2.
Развитие
восприятиявремени.

2

3. Развитие формы и цвета,
величиныи веса

2

1. Развитие
устойчивости
внимания.

1

2. Развитие умения
распределять
внимание.

2

3. Развитие
концентрации и

2

1. Методика «СОМОР»,
Цветовой тест отношений
(ЦТО) и другие проективные
методы
исследования.
1. Упр. «Развиваем
глазомер».
2. Упр. «Измеряем на
глазок».
3. Упр. «Что за картинка».
4. Упр. «Определи размерна
ощупь».
1. Упр. «Кто старше?».
2. Упр. «Назови месяц
дальше».
3.Заучивание
скороговорок.
4. Упр. «Времена года».
5. Упр. «Быстро-долго».
1. Упр. «Какой цвет
пропал?»
2. Упр. «Построй башню».
3. Методики «Вес предмета»
и «Кто большевесит?».
4. Методика М.
Монтессори «Назови
цвет».
5. Игра «Цветные
картинки».
6. Игра «взвесь в руках».
1. Упр. «Найди выпавший
осколок».
2. Упр. «Исключение
лишнего».
3. Упр. «какой вид сверху
соответствует предмету».
4. Упр. «Что перепутал
художник».
1. Методика
«корректурная проба».
2. Упр. «Графический
диктант».
1. Методика «Знаковый
тест».

устойчивости
внимания.

V. Коррекция и
развитие памяти.

VI. Коррекция и
развитие
мышления.

4. Развитие
произвольного
внимания.

1

1. Развитие зрительной
памяти.

1

2. Развитие слуховой
памяти.

1

1. Развитие нагляднообразногои словеснологического мышления.

2

2. Упр. «Графический
диктант».
3. Игра «Считай и
двигайся».
4. Методика «Не пропусти
растение».
5. Упр. «Красно-черные
пары».
6. Упр. «Устный счет».
7. Упр. «Два дела
одновременно».
8. Игра «Нос, пол,
потолок»
1. Упр. «Запомни слово».
2. Упр. «Решение задач
устно».
3. Игры «что лишнее?»,
«Опиши предмет».
1. Упр. «Фигуры».
2. Игра «Бусы».
3. Упр. «Расставь точки».
4. Методика «Узнавание
фигур».
5. Упр. «Запомни
фигуры».
6. Методика «Заучивание10
слов».
1. Упр. «Маленький
рассказ».
2. Упр. «Запоминание
слов».
3. Упр. «Учимся
запоминать надолго".
4. Методика
«Запоминание чисел».
5. Упр. «Осознание
словесного материала».
6. Игра «Слушай
внимательно.
1. Методика «Простые
аналогии».
2. Методика «Исключение
лишнего».
3. Игра «Муха».
4. Упр. «На что это
похоже?».
5. Упр. «Продолжи узор».
6. Упр. «Платочек».
7. Упр. «Составь фигуру».
8. Упр. «Воспроизведи
рисунок».

VII. Коррекция и
развитие
эмоциональноволевой сферы.

1. Развитие способности
управлять своими эмоциями
(радость,гнев, удивление и
печаль).

1

1. Упр. «Узнай эмоцию».
2. Упр. «Дорисуй мимикув
сюжетной картинке».

2. Развитие способности
распознавать те жеэмоции
по пантомимике и
интонации голоса.

1

1. Беседа о роли жестов и
голоса в проявлении
настроения.
2. Проигрывание этюдов.

3. Развитие умения отличать
эмоции отпоступков.

1

1. Игра «Лото
настроений».
2. Беседа о разнице между
переживаниями и поступками
(нет хороших и плохих
эмоций – есть плохие или
хорошие поступки).

4. Развитие умения
различать степень
интенсивности эмоций.

1

5. Развитие умениявыражать
эмоции инастроение
художественными
приемами.

1

1. Игра «угадай эмоцию».
2. Беседа о различной
степени интенсивности
эмоций.
3. Проигрывание этюдов
на изображение эмоций
различной интенсивности.
1. Упр. «Нарисуй картинку с
настроением».
2. Анализ рисунков:
содержание, использование
цвета, графические
характеристики (линии,
пятна).

6. Знакомство с эмоцией
«страх»:распознавание и
изображение;
отреагирование
имеющихсястрахов.

1

7. Знакомство с эмоцией
«интерес»,распознавание и
изображение.

1

8. Познакомить сэмоцией
«отвращение» и
«презрение».
Закрепление
пройденного.

1

1. Упр. «Страх и его
проявление в мимике,
пантомимике, голосе».
2. Разобрать разные
степени интенсивности
страха.
3. Проигрывание этюдов.
1. Игры «Что было бы,
если бы…» и
«Кинопроба».
2. Проигрывание этюдов.
1. Рисунок «Мое
настроение».
2. Проигрывание
усложненных этюдов.

VIII. Коррекция и
развитие моторной
деятельности.
Развитие сенсорной
моторики.

Повторная
диагностика.
Всего 34Часов

1. Исследование развития
движений пальцев рук,
пластичности, мелкой
моторики.

1

1. Упр. «Теневой театр».
2. Упр. «Составь и вырежи».

2. Развитие тактильных
ощущений.

1

1. Упр. «Кусочки ткани».
2. Упр. «Узнай предмет на
ощупь».
3. Игра «Передача
воображаемого предмета».
4. Игра «Конспиратор».
5. Игра «Тактильный образ».

1

Список литературы

1. Андрющенко Н.В. Монтессори - педагогика и Монтессори - терапия. –СПб.: Речь, 2010
2. Игры и занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор

аквапескотерапии / Под ред. Л.Б. Баряевой. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008
3. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими
отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.
– М.: ВЛАДОС ,2003.
4. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б.
Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
5. Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной
интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена
2006
6. Коробкова Л.А., Калинина С.Е. Преподавание учебной дисциплины
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью (1-4
классы). – Екатеринбург, 2013 (ГКОУ СО
«СКОШ №123»).
7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Педагогическое
общество России, Москва, 2000.
8. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз
художников, 20
9.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта програмно- методические
материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.
10.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для
дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство
«Ювента», 2008, (3-е изд.). – 224с.:ил.
11.
Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. –М. Эксто-Пресс,2001
12.
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. –
М.: ТЦ Сфера,2009
13.
Сенсорная комната - волшебный мир здоровья; Учебно-методическое пособие. / Под ред.В.Л.
Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С., Ю.С. Галлямовой. – Спб.: ХОКА, 2007. – ч.1: Темная сенсорная
комната. – 416с.: ил.
14.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализация детей с
нарушениями интеллекта- СПб.: Речь,2005

15.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у
школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –
2006. – № 3. – С. 37-41.
16.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009

Педагог–психолог

Кесаева М.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».