Пояснительная записка
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности
познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать
программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс,
показывают не стабильные результаты. На традиционных уроках в большей степени используются
интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение
образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих
занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе,
принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные
процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших
школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и
развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной,
изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях
по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный,
развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения.
Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением,
развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение
анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное.
Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношений.
1.1. Цель программы: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для
учащихся с ТНР и успешное формирование и развитие у них учебных, социальных и
познавательных навыков.
Задачи:
1. Развивать у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного
обучения в начальной школе.
2. Формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне устойчивой самооценки и низкого
уровня школьной тревожности.
3. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
1.2. Общая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии,
у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые
нарушения, влияющие на становление психики.
У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности
(восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности.
Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется в
следствии недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями
характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения. У
данной категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала,
особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания
последовательности событий, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Таким
детям легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.
Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность.
Они долго могут не включаться в выполнение заданий.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов,
пониженная наблюдательность,сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в
себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Данная программа по развитию познавательных и пространственно-временных процессов для
младших школьников состоит из серии специально организованных коррекционноразвивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей.
1.4 Формы психологического контроля
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится
диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы.
Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные
методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.
Сроки
Сентябрь
Вид
Задачи
диагност
ики
Входящая
Определить
сформированности
Содержание
уровень
мыслительных процессов.
Формы
Диагностика внимания:
методика «Корректурная проба», методика «Шифровка»
Диагностика памяти:
методика
«Определение
коэффициента
логической
Тестирова
ние
и
механической памяти»; методика «Логическая память»
(изучение уровня опосредованного запоминания).
Диагностика мышления:
Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);
методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа
и синтеза); методика «Исключение понятий» (изучение
процессов
Май
Итоговая
Определить
сформированности
уровень
мыслительных процессов к
концу учебного года
обобщения
и
отвлечения);
вербально-логического мышления.
исследование
Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного
анализа уровня развития познавательных процессов в
течение года.
Тестирова
ние
На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка
и характера нарушений.
2.1. Особенности организации работы педагога-психолога
В соответствии с особенностями развития ребёнка и рекомендаций ПМПК, педагог- психолог
определяет направления и коррекционно-развивающей работы, периодичность и
продолжительность цикла специальных занятий. Основными направлениями коррекционноразвивающей работы психолога с детьми с ТНР находящимися в условиях образовательной
интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие пространственно-временных представлений;
- развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.
Принципы психолого-педагогического сопровождения
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к
помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и
педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания,
форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы
на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость
всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи
специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и
приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Направления коррекционной работы и их характеристика
1. Диагностическая работа.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1. Психолого-педагогическая диагностика с целью выявления особых образовательных
потребностей: развития познавательной сферы; развития эмоционально-волевой сферы и
личностных особенностей обучающихся;
2. Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
адаптированной основной образовательной программы общего образования;
3. Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: сбор
сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
психолого-педагогическое обследование, наблюдение за учениками во время учебной и
внеурочной деятельности, беседы с учащимися, учителями и родителями.
2. Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом
развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает: составление индивидуальной программы
психологического сопровождения учащегося, развитие эмоционально-волевой и личностной
сферы ученика.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы
работы: занятия индивидуальные и групповые, игры, упражнения, психокоррекционные
методики, беседы с учащимися.
3. Консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает: психолого-педагогическое консультирование педагогов по
решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии
конкретных учащихся, консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов
воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов
и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое
консультирование
основывается
на
принципах
анонимности,
доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и
ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа включает: проведение тематических
выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических
особенностей различных категорий детей, оформление информационных стендов, печатных и
других материалов, психологическое просвещение педагогов с целью повышения их
психологической компетентности, психологическое просвещение родителей с целью
формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Рабочая программа составлена на основании рекомендаций ПМПК, при этом исходными
документами для составления рабочей программы являются:
- государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором
определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников;
- примерная образовательная программа МО РФ.
- программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы работы по реализации программы:
Индивидуальная
Подгрупповая (2-3 чел.)
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30 - 35 мин., темп и продолжительность занятий
выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются;
5. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего
развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону
актуального развития.
Структура занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 30 - 35 минут.
1. Психогимнастика (1-2 минуты).
2. Разминка (3—5 минут).
3.Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей:
памяти, внимания, воображения, мышления (10—15 минут).
4. Динамическая пауза (3-5 минут).
5. Логически-поисковые задания.
6. Гимнастика для глаз (1-2 минуты).
7. Графический диктант, штриховка или решение нестандартных задач (10 минут).
8. Рефлексия.
Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности
учащихся и реализовался охранительный режим обучения.
Методы, используемые на занятиях:
- Игровые методы
- Арт-терапия
- Сказкотерапия
- Кинезиологические упражнения
- Релаксационные упражнения
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 33 занятий для учащихся 1
класса и 34 занятия для учащихся 2-4 класса за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча
рассчитана на 30-35 минут.
2.3. Ожидаемые результаты по окончанию курса:
На момент
поступления в
школу
На момент окончания 1
класса
На момент окончания
2 класса
Личностные УУД
На момент
окончания 3 класса
У выпускников
начальной школы
Проявляет
Проявляет
Проявляет
Проявляет
Понимает цель
игровой
разных видах детской
некоторых видах
учебной
результат своей
самостоятельность в
деятельности.
Пытается оценивать
себя и свои поступки
самостоятельность в
деятельности, оценивает
деятельность и поступки
не только свои, но и
своих сверстников.
самостоятельность в
учебной деятельности.
Оценивает
деятельность
литературных
персонажей пытается
обосновывать свои
Открыто относиться
Относиться открыто ко
всегда чувствует
чувствует уверенность в
ко внешнему миру, не
уверенность в своих
силах
внешнему миру,
своих силах во
внеурочной деятельности
мысли
оценивает поступки
детей и взрослых,
аргументирует свой
ответ
деятельности способен
работать на результат с
отсрочкой его
достижения.
Относиться открыто
Умеет адаптироваться к
чувствует свою
чувстует
меняющемуся миру,
внешнему миру,
уверенность не только
в игровой
деятельности, умеет
новым ситуациям
Взаимодействует со
деятельности,
обучения, планирует
Относиться открыто ко
адаптироваться к
Взаимодействует со
самостоятельность в
Взаимодействует со
ко внешнему миру,
уверенность в своих
силах в учебной
деятельности, умеет
адаптироваться к
динамично
способен сделать
личностный выбор на
основе норм морали
новым ситуациям в
учебной
деятельности
Взаимодействует со
Ориентируется в
сверстниками и
сверстниками и
взрослыми и
сверстниками и
социальных ролях
участие в совместных
совместную игровую или
основе любой
имея совместной
межличностные
взрослыми через
играх. В игре
способен вести
переговоры.
Пытается сдерживать
свои эмоции
взрослыми через
учебную деятельность.
Способен договариваться
и учитывать интересы
других, сдерживает свои
эмоции
сверстниками на
совместной
деятельности умеет
договариваться о
совместных действиях
и плане совместной
деятельности
В рамках игры
Обсуждает проблемы
Обсуждает проблемы
возникающие
игровой деятельность,
интересующей его
обсуждает
проблемы, правила,
может поддержать
разговор на
интересующую его
возникающие в учебной
может поддержать
разговор на
интересующую его тему
тему
возникающие в
сфер, с интересом
обсуждает
интересующие его
вопросы,
расспрашивает
взрослых
Положительно
Понимает чувства других
Способен
окружающим.
им, понимает оценки
сопереживать,
относится к себе и
Отзывчив к
переживаниям
другого человека
Проявляет
инициативу и
самостоятельность в
людей и сопереживает
учителей своим и чужим
поступкам
Принимает и сохраняет
учебную задачу
сочувствовать и
принимает оценку
своим поступкам от
сверстников
Регулятивные УУД
С помощью педагога
ставит учебную задачу
различных видах
взрослыми даже не
деятельности, имея
целью достигнуть
цели (Н-Р, получить
нужную
информацию,
совершить покупку)
Обсуждает
Умеет находить выход
конфликты, с
ситуации,
проблемы , избегает
интересом
обсуждает
интересующие его
вопросы,
расспрашивает
для него важно
исправиться в ответ
на предложение
взрослого
того, что уже известно и
выстроить
игровой деятельности в
учебную
внутреннего плана
действия в учебном
материале
Проявляет умения
Овладевает способами
Адекватно принимают
предметных действий
действий
деятельности со
произвольности
самооценки выполнения
оценку своей
стороны
поддержки
творческой
поставить задачу в
педагогом ориентиры
деятельности
взаимопонимания и
Ставит учебную задачу
плана действий из
действий в игровой
со сверстниками и
Способен сам
выстраивать
для построения
коллекций и т.п.
взрослыми на основе
Способен
игровой деятельности из
сотрудничестве, обмене
замечания способен
реагирует на
Совместно с учителем
внутренний план
взаимовыгодном
Строит свои отношения
Переносит навыки
учитывает выделенные
договариваться о
Доброжелательно
связанной с учебной
построения внутреннего
из конфликтной
взрослых о том. Что
Умеет выбирать себе
род занятий и
взаимоотношения.
какой-либо личной
деятельности
детской деятельности
умеет выстраивать
самостоятельно
внутренний план
действий в
некоторых видах
на основе соотнесения
усвоено учащимися, и
того, что еще не
известно
Самостоятельно
определяет ориентиры в
новом материале,
прогнозирует результат
учебной деятельности
учебной
деятельности
Планирует свои
Умеет планировать
с учителем,
промежуточных целей с
действия совместно
анализирует
поледовательность
учетом конечного
проблемы и
результат
Активно
Имеет первоначальные
сверстниками и
совместное обсуждение
взаимодействует со
взрослыми на основе
общей деятельности
навыки работы в группе:
правил, распределение
ролей.
Коммуникативные УУД
деятельности над
совместно с
сверстниками:
совместной учебной
проектом: выполнение
роли, заданной
учителем, помощь
Умеет задавать
всему новому и
любопытство, но и
свою
любознательность
вопросы, чем проявляет
любознательность,
умеет слушать
Способен
Умеет выслушать и
Частично владеет
учитывать интересы
другого, отстаивать свою
конфликта
договариваться,
других в игровой
деятельности
понять точку зрения
предыдущего действия
Планирует учебное
Умеет задавать вопросы,
необычному
учетом результата
Планирует учебное
Проявляет
проявляет не только
изменения в план с
Формируются навыки
товарищам по проекту
любопытство ко
результата, вносит
навыками преодоления
сотрудничество
учителем,
принимает участие в
контроле чужой
деятельности,
осуществляет
рефлексию
Умеет сотрудничать
со сверстниками и
взрослыми в
поисках
интересующей
информации
Чувствуя
приближения
конфликта способен
его избежать или
быстро
нивелировать
сотрудничество со
участвует в
распределении ролей,
составлении плана
деятельности,
обсуждении
результатов. рефлексии
Способен поставить
задачи для
инициативного
сотрудничества при
поиске и сборе
информации
Владеет способами
разрешения конфликта,
может стать
посредником в
разрешении
Основной показатель качества освоения программы
- личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и
обучение по АООП ООО.
2.4. Условия для реализации программы.
Кадровые условия:
- наличие в штате педагога-психолога;
- повышение
квалификации специалиста.
Программно-методические условия:
- диагностический материал с методическими рекомендациями;
- демонстрационный материал;
- игровые коррекционно-развивающие пособия;
- дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;
- методическое сопровождение к материалу.
Материально-технические условия:
- оргтехника;
- помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин;
- оборудование кабинета педагога-психолога соответствующей СанПин мебелью.
2.5.Тематическое планирование
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие
познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной
координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-х классов
В З-м классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух
классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление
роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это,
конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других
познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает,
а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их
представления. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей
степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной
активности детей.
№
Тема.
Количество
1
Постановка целей и задач на учебный год. Выявление уровня развития внимания,
1
2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций
1
3
Тренировка
4
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
6
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
7
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
8
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
1
9
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
10
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
1
11
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
12
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
13
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
14
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
15
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
1
16
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
17
Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
1
занятия
часов
памяти, воображения, мышления.
внимания.
Совершенствование
мыслительных
аналитических способностей и способности рассуждать.
операций.
операций.
Развитие
1
18
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
19
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
20
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
21
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
1
22
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
23
Тренировка
24
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
25
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
26
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
27
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
28
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
1
29
Развитие
30
Тренировка
31
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
32
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
33
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
34
Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения,
1
внимания.
Совершенствование
мыслительных
аналитических способностей и способности рассуждать.
концентрации
сенсомоторной координации
внимания.
внимания.
Развитие
Совершенствование
операций.
пространственного
мыслительных
аналитических способностей и способности рассуждать.
Развитие
восприятия
операций.
1
и
1
Развитие
1
мышления.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы,
лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому
курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частичнопоисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя
логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых
формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание
— к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию,
строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то,
что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а
процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
№
Тема
Количество
1
Постановка целей и задач на учебный год. Выявление уровня развития внимания,
1
занятия
памяти, воображения, мышления.
часов
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
аналитических способностей и способности рассуждать.
операций.
Развитие
1
1
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
1
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
1
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
1
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций.
1
1
18
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
20
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
аналитических способностей и способности рассуждать.
операций.
1
Развитие
1
1
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
1
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
аналитических способностей и способности рассуждать.
операций.
1
Развитие
1
1
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
1
Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Поведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения,
мышления.
1
1
Учебно – методическое сопровождение.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Локалова
Н.П. 120
уроков психологического
развития
младших
школьников.
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.:
«Ось-89», 2006.
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.:
Издательство «Экзамен», 2011.
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания,
мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, — 2008.
Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва.
РОСТ-книга 2008 г.
Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс.
Москва. Экзамен. 2008 г.
Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В.,
Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д.А.)
Москва. Глобус. 2008 г.
Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д.А.)
Москва. Глобус. 2008 г.
Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс.
Москва. РОСТ-книга 2008 г
Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.
Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников. Рабочая тетрадь для 1 класса. М.
РОСТ, 2011 г.