АООП для работы с обуч. с ЗПР 5-9 кл.

Рабочая программа коррекционных курсов «Психокоррекционные занятия» для
обучающихся по АООП ООО для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Вариант 7.1,вариант 7.2.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9
классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с
требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего
общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки
психологического развития в средней школе» Локаловой Н.П., М.: «Ось-89», «Тропинка к
своему Я (уроки психологии в средней школе)» Хухлаевой О.В. М.: Генезис, 2006,
«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и
«Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для
школьного психолога, — СПб.: Речь, 2006.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы,
социальной
адаптации
посредством
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости,
агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие
коммуникативных способностей).
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения
обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной
организации (ПМПк));
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания
формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно
двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся
является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение
придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее
операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление
закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к
дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная
с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где,
следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с
оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно,
требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы
абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к
переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления,
требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание
уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной
адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует

освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых
моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения
эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей.
Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в
основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить,
что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время
психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что
позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной
мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются
стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и
снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп
методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь
со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления,
внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать
читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее
ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее
использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 5 лет обучения:
для 5 класса – 34 часов;
для 6 класса – 34 часов;
для 7 класса – 34 часов;
для 8 класса – 34 часов;
для 9 класса – 34 часа.
На каждый класс выделен 1 час в неделю, продолжительность занятий 30-40
минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций
ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала
обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы
соответствующим направлением работы.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры рабочей программы отражают следующие целевые
установки системы основного общего образования:
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям; навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим,
умения слушать и слышать партнёра;
- развитие умения учиться: формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности; формирование умения учиться и способности к
организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с ЗПР
строится на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов
действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность
саморазвития обучающихся.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося).
• Положительное отношение к школе.
• Принятие социальной роли ученика.
• Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.
• Способность к оценке своей учебной деятельности.
• Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
• Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
• Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
• Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД.
• Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
• Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
• Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и
других людей.
• Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД.
• Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной
социальной практике.
• Использовать элементы причинно-следственного анализа;
• Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
• Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
• Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД.
• Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
• Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач.
• Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в
ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей,
подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
6. Содержание коррекционного курса
5 класс
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных
видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения,
речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: умения дифференцировать чувства,
различать эмоции. Развитие навыков договариваться, сотрудничать. Развитие личностной
сферы: рефлексия, самооценка. Развитие умения различать виды поведения. Познание
своего поведения.
6 класс
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных
видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения,
речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: работа с тревожностью, агрессией.
Работа с конфликтами. Теоретические данные и практические навыки разрешения
конфликтов.
7 класс
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций. Формирование
учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие
навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение.
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами
самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование
адекватной самооценки.
8 класс
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических
комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за
принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий
Овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности.
Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе,
своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит
индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в
жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные
особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.
9 класс
Определение уровня интеллектуального и личностного развития. Развитие
высших психических функций. Знакомство с методами тренировки внимания. Знакомство
с методами эффективного запоминания. Тренировки логического, визуального,
структурного мышления. Задания на креативность.
Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями,
востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа
будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость

жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление
индивидуальной траектории профессионального развития.
Тематическое планирование коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия» с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
5 класс
№

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

1.

Развитие внимания и
мышления

2.

Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
внутреннего плана
действия
Установление
закономерностей и
развитие гибкости
мышления.
«Как работать с
книгой».

Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая
надпись.
Называйте и считайте.Три слова.Составьте слова.
Развитие мышления.
Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте слова.
Формирование абстрагирования и вербального (словесного)
анализа.Я узнаю себя.Муха.
Г оворим по-марсиански. Объясните греческие слова.
Развитие мышления.
Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры.

п/п

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Развитие внимания в
условиях
коллективной
деятельности.
Развитие умения
дифференцировать
чувства.
Учимся сравнивать.

9.

Существенное и
несущественное.

10.

Развитие внимания

11.

Развитие умения
различать виды
поведения.
Познание своего
поведения.
Развитие умения
различать виды
поведения.
Учимся
договариваться.

12.
13.

14.

Какие книги используют исследователи? Какие книги
считаются научными? Практическая работа по
структурированию текстов.
Развитие гибкости мышления.Что я могу сказать о себе
хорошее? Делаем вместе.Способы применения предмета.
Выберите синонимы и антонимы.
Развитие вербального мышления. Слово в зеркале.
Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство.
Что я чувствую?Найдите фигуры.Одинаковые?
Противоположные? Разные?
Развитие вербального мышления Ошибки в изображениях.
Существенные и несущественные признаки.Такие разные
лица.
Какие слова легче. Стенографы.
Замените символы цифрами. Объясните поговорки.
Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает
поведение?
Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя.
Найдите фигуры.Выразите разными словами. Кто это?
Делаем вместе.Какое это понятие?Как попросить и
отказать.

15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.

22.

23.

24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.

Развитие логического
мышления.
Чувства бывают
разные
Учимся сравнивать.

Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите
фигуру.
Муха.Сравниваем понятия.Как преодолеть плохое
настроение?
Найдите фигуры. Сравниваем понятия. Какое бывает
поведение?
Развитие логического Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия. Кто
мышления
это?
Развитие
Придумайте предметы. Разделите понятия.Г оворящая
воображения.
надпись.
Развитие
Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру.
пространственных
представлений.
Развитие логических «Рисуем в уме» в уме.Определите вид суждения.
форм вербального
Что я могу сказать о себе хорошее?
мышления.
Развитие
Переворот фигур.Найдите фигуры.Измените форму, не
пространственных
меняя содержания. Угадайте выражение лица.
представлений.
Развитие мышления
Замените цифры буквами.Измените форму, не меняя
(гибкость и анализ
содержания. Угадайте выражение лица.
через синтез).
Учимся различать
Какие бывают эмоции.Переворот фигур.Измените форму,
эмоции.
не меняя содержания.
Развитие
Соедините точки.Учимся различать эмоции.Измените
воображения.
форму, не меняя содержания.
Учимся
Называйте и считайте. Учимся рассуждать.А что сказал бы
сотрудничать.
ты?
Учимся
Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?
договариваться и
уступать.
Учимся решать
Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?
проблемы вместе.
Учимся рассуждать.
Я - ромашка.Замените буквы цифрами. Учимся рассуждать.
Мои достоинства и
Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать о
недостатки.
себе хорошее?
Развитие логического Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая
мышления.
надпись.
Я повзрослел.
Осознание различия между агрессией и агрессивностью.
Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я
повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я».
«Спрячь игрушку».
Я и мои друзья.
Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самое
длинное».«Красивые поступки».«Общая рука».
Работа со сказкой «Светлячок».
Итоговое занятие.
Фестиваль полюбившихся игр. Выставка работ. Вручение
дипломов «Самый умный», «Самый любознательный»,
«Самый активный».

6 класс
№

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

п/п
1

Я повзрослел

2

У меня появилась
агрессия
Как выглядит
агрессивный
человек?

3

4
5

6

7

8

Как звучит
агрессия?
Конструктивное
реагирование на
агрессию
Практическая
работа
«Управление
гневом»
Агрессия во
взаимоотношениях
между родителями
и детьми
Учимся
договариваться

9

Практическая
работа «Договор»

10

Зачем человеку
нужна
уверенность в
себе
Источники
уверенности в
себе
Какого человека
мы называем
неуверенным в
себе
Практическая
работа «Признаки
уверенного,
неуверенного и
агрессивного
человека»
Я становлюсь

11

12

13

14

Работа со сказкой. Лабиринт души (Т.Шмидт) Работа в
тетради. Коллективное обсуждение. «Символ моего Я»
«Спрячь игрушку»
«Агрессия и развитие»Работа в тетради.«Золотые мысли»
«Ассоциации»Работа со сказкой. Сказка про Рона.
«Покажи агрессию»«Кто из них агрессивный»«Агрессивный
... продавец»«Отбросить старое, чтобы измениться» Работа со
сказкой. Время (О.Горбушина) Работа в тетради.
«Моя реакция на агрессию «Как поступить конструктивно?»
«Свет мой зеркальце»«Трудно»«Если я сильный.»Работа
спритчей. Притча «Живот с пристежками»
«Эпиграф занятия»«Чем недовольны родители?»«Чем
недовольны подростки?» «Подростки не понимают. Родители
не понимают.»«Учимся договариваться»Работа со сказкой.
Сказка про Крича (М.Кирсанова)
«Эпиграф занятия»«На приеме у психолога»«Мои маски»
Работа в тетради.«Рисунок маски»Работа с притчей. «Дом
масок»
«Эпиграф занятия»«На приеме у психолога». Работа с
притчей. «Глиндум-Фря» «Маски»
«Эпиграф занятия»«Портрет» «В чем
проблема?»«Ассоциации» «Символ моей веры в себя»Работа
со сказкой. Про мальчика Неудоба
«Эпиграф»«Копилка источников уверенности» Работа в
тетради «Мои источники уверенности» «Мои ресурсы»Работа
с рассказом
«Эпиграф»«Маски неуверенности»Работа в тетради «Какое
поведение у ребят»Работа с рассказом «Надень маску»«На
приеме у психолога»
Работа со сказкой - Маленькая волна (К. Ступницкая)
«Эпиграф»«Высказывания»Работа со сказкой. Молодое
дерево (К. Ступницкая)
«Эпиграф занятия»«Я горжусь»«Звезда
самоуважения»«Волшебное зеркало»Работа со сказкой. На
дне моря (Н.Шилова)

«Эпиграф»«За что я уважаю...»«Портрет»«Подумай»Работа
со сказкой. Превращение. Марго.
«Эпиграф»

15
16

17
18

19

20
21

22

23

24

25

26

27

28

29
30

31

32

увереннее
Уверенность и
самоуважение
Уверенность и
уважение к
другим
Уверенность в
себе и милосердие
Уверенность в
себе и
непокорность
Практическая
работа «Умение
сказать «нет»
Что такое
конфликт?
Конфликты в
школе, дома, на
улице
Способы
поведения в
конфликте
Тест «Стиль
поведения в
конфликте»
Конструктивное
разрешение
конфликтов
Практическая
работа «Стили
поведения в
конфликтах»
Конфликт как
возможность
развития
Г отовность к
разрешению
конфликта
Практическая
работа «Деловая
игра «Конфликт»
Что такое
ценности?
Ценности и
жизненный путь
человека
Тест
«Ценностные
ориентации»
Ценности
подростков

«С кем бы я мог согласиться?» «Золотые фразы»
«Эпиграф»«Портрет»Работа со сказкой. Сказка про
телефончик.
«Эпиграф» Работа в тетради «Закончи предложение»
«Эпиграф»«Кто нуждается в милосердии?» «Качества
милосердного человека»
«Эпиграф» Работа в тетради «Корзинка непослушания»
«Эпиграф»«Станем американцами»
Работа со сказкой. Верба (И.Орлова)
«Эпиграф»«Как выглядит человек в конфликте?» «Конфликт
- это хорошо или плохо?»
«Эпиграф»Работа в тетради «Конфликтные ситуации»
Работа со сказкой. Сказка про цветной снег.
«Эпиграф»«Разыграем конфликт»«Как остаться
спокойным»Работа со сказкой. Подумай обо мне. «Конфликт
как возможность» «Стиль входа в конфликт»
«Рисунок моего стиля»
«Эпиграф»Тест «Стиль поведения в конфликте»

«Эпиграф»«Как выиграть обоим участникам конфликта?»
«Попробуем договориться»
«Эпиграф»«Основные стили поведения в конфликте» Работа
в тетради«Как проявляются способы поведения в конфликте»
«Эпиграф»«В чем выгода» «В стране вещей»
«Эпиграф»Работа со сказкой. Город.
«Эпиграф»«Я в будущем»
Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что он
волшебный.
«Эпиграф»«Определи ценности» «Переоценка ценностей»
«Эпиграф»«Ценности и выбор профессии»
Работа со сказкой. Сказка про еловую шишечку.
«Эпиграф»
Тест «Ценностные ориентации»
«Эпиграф»
«Спор ценностей»

33

34

Практическая
работа «Мои
ценности»
Заключительное
занятие

«Эпиграф»
«Г ерб моих ценностей»
Подведение итогов

7 класс
№

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

п/п
1

Вводное занятие

2-3

Стартовая
диагностика
интеллектуальной и
эмоциональноволевой сфер.
Формирование
учебной
мотивации, снятие
тревожности.

4-6

7-8

Мои эмоции.

9

Эмоциональный
словарь.

10

Чувства
«полезные» и
«вредные».

1112

Нужно ли
управлять своими
эмоциями?

Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и
законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт
собственной познавательной деятельности, оценивать
социальную информацию, планировать учебную
деятельность.
Анализировать собственный результат.

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач, устанавливать
внутрипредметные ретроспективные связи. Обнаруживать
недостаточность своих знаний для решения учебной задачи
нового типа. Ставить перед собой задачу по поиску
недостающих способов действий.
Выполнять ритуал приветствия. Анализировать,
формулировать простые выводы. Осуществлять оценку
собственных психических реакций и действий, оценивать
значимость социальной информации о психологических
типах людей для эффективного социального поведения,
соотносить индивидуальные и общественные ценности,
исследовать и критически оценивать собственный образ
жизни.
Использовать социальную информацию, осуществлять
мини-исследование, работать с интернет - источниками.
Оценивать и контролировать свои учебные действия и
действия сверстников. Работать с таблицами и схемами.
Анализировать, формулировать простые выводы. Различать
социально приемлемое и неприемлемое поведение.
Приводить примеры культурной обусловленности
социальных норм. Самостоятельно решать типичные
жизненные задачи; извлекать социальную информацию из
художественного текста; работать с таблицей.
Различать социально приемлемое и неприемлемое
поведение, исследовать правомерность собственного
социального поведения, приводить примеры культурной
обусловленности социальных норм; решать типичные
жизненные задачи; извлекать социальную информацию из
художественного текста. Познакомиться и применять
методы саморегуляции.

13

Что такое страх?

1417

Развитие внимания.

1821

Развитие памяти.

2223

Развитие
логического
мышления

2425

Установление
закономерностей.

2627

Развитие словеснологического
мышления.

28

«Я — образ».

29

Труд в жизни
человека и
общества.

30

Разнообразие
профессий.

Оценивать личный социальный опыт, применять его для
решения возникших проблем. Рисовать свои страхи и
превращать в смешные рисунки. Применять методы
саморегуляции.
Осознать особенности своего внимания и значимость
внимания для человека. Развить рефлексивные способности.
Работать со схемами, таблицами.
Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные
способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить
приемы запоминания.
Проводить анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков, синтез как составление целого
из частей. умение читать графический язык, работать со
схемами, таблицами, графиками, моделями.
Реконструировать известные и создавать новые объекты.
Выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь
к учителю, учебной и справочной литературе), находить
средства для проверки этих гипотез.
Проводить анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков, синтез как составление целого
из частей; сравнение, сериация и классификация по
существенным признакам; генерализация и выделение
общности для целого ряда лил класса единичных объектов;
подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделение существенных признаков и их синтеза.
Читать графический язык, работать со схемами, таблицами,
графиками, моделями. Реконструировать известные и
создавать новые объекты. Выдвигать и проверять гипотезы
о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной
литературе), находить средства для проверки этих гипотез.
Отличать известное от неизвестного, знание о своем
незнании, определить, каких знаний и умений не хватает
для успешных действий; Критично (но не категорично)
оценивать мысли и действия других людей. Создавать
вокально-словесные художественные образы.
Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач, Оценивать себя и своё
поведение. Давать нравственную оценку явлениям
социальной действительности, извлекать социальную
информацию из стихотворных и фотоисточников, объяснять
несложные социальные связи. Оценивать свое положение в
системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я».
Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач, извлекать информацию
из разных источников, анализировать и объяснять смысл
высказывания. Называть профессии и их значение для
общества.
Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач, извлекать информацию
из разных источников, анализировать и объяснять смысл
высказывания. Ставить цель и строить план её достижения.
Описать профессии родителей. Выражать своё отношение к

31

Профессиональное
самоопределение.

32

Составление
словаря профессий.

3334

Подведение итогов
курса. Рефлексия
(лист достижений).
Итоговая
диагностика уровня
интеллектуального
и
личностного
развития
обучающихся.

труду и профессиям. Работать с таблицами и схемами.
Составить план проекта «Моя профессия».
Соотносить свои индивидуальные особенности с
требованиями конкретной профессии. Знать понятие
профессионально важных качеств личности. Высказывать
мнение как учебный материал связан с различными
профессиями. Корректировать план проекта «Моя
профессия».
Составить словарь профессий. Соотносить свои
индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии. Работать над проектом «Моя профессия».
Отличать известное от неизвестного, знание о своем
незнании, определить, каких знаний и умений не хватает
для успешных действий; Критично (но не категорично)
оценивать мысли и действия других людей. Создавать
вокально- словесные художественные образы.
Представить проект «Моя профессия».

8 класс
№

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

п/п
1

2-3

4-5

6

7-8

Вводное занятие.

Стартовая
диагностика
интеллектуальной и
эмоциональноволевой сфер.
Формирование
учебной
и
познавательной
мотивации, снятие
тревожности.
Развитие чувства
ответственности за
принятое решение.

Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и
законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт
собственной познавательной деятельности,
оценивать социальную информацию, планировать учебную
деятельность.
Анализировать собственный результат.

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач, устанавливать
внутрипредметные связи. Обнаруживать недостаточность
своих знаний для решения учебной задачи нового типа.

Анализировать, формулировать простые выводы.
Осуществлять оценку собственных психических реакций и
действий. Соотносить индивидуальные и общественные
ценности, исследовать и критически оценивать собственный
образ жизни.
Формирование
Использовать социальную информацию, осуществлять
навыков
мини-исследование. Озвучивать и прописывать внутренний
построения
план действий. Составлять план проект. Развитие
внутреннего плана социального интеллекта и навыков внимательного
действий,
отношения к другому человеку. Применять методы
овладение
саморегуляции.

9-10

1112

13

14

1516

17

1819
2021

2223

2425

26-

приемами
самоконтроля
и
саморегуляции.
Развитие
Анализировать,
формулировать
выводы.
Вносить
рефлексивной
коррективы в план проекта. Давать оценку своей
деятельности.
деятельность, воспринимать конструктивную критику.
Формирование
Различать социально приемлемое и неприемлемое
адекватной
поведение, исследовать правомерность собственного
самооценки.
социального поведения, приводить примеры культурной
обусловленности социальных норм; решать типичные
жизненные задачи; извлекать социальную информацию из
художественного текста. Защита проекта.
Развитие
Оценивать личный социальный опыт, применять его для
социального
решения возникших проблем. Распознавать эмоции,
интеллекта.
определять их происхождение и роль, генерировать и
управлять ими.
Развитие
Осознание особенностей своего внимания и значимости
произвольного
внимания для человека. Работать со схемами, таблицами.
внимания.
Развитие
Осознание особенностей своего внимания и значимости
устойчивости и
внимания для человека. Работать со схемами, таблицами.
концентрации
Знакомство с приёмами повышения концентрации
внимания.
внимания.
Развитие
Осознание особенностей своего внимания и значимости
распределения,
внимания для человека.. Работать со схемами, таблицами.
переключения
внимания.
Развитие слуховой, Осознание особенностей своей памяти. Работать со
зрительной памяти. схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания.
Развитие
Рационально организовывать и контролировать свою
вербальной памяти. работу. Применять приёмы запоминания. Разбивать
материал на информационные куски. Составлять план
пересказа
Развитие
Проводить анализ объектов с выделением существенных и
логического
несущественных признаков, синтез как составление целого
мышления.
из частей. умение читать графический язык, работать со
схемами,
таблицами,
графиками,
моделями.
Реконструировать известные и создавать новые объекты.
Выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь
к учителю, учебной и справочной литературе), находить
средства для проверки этих гипотез.
Установление
Читать графический язык, работать со схемами, таблицами,
закономерностей.
графиками, моделями. Реконструировать известные и
создавать новые объекты. Выдвигать и проверять гипотезы
о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной
литературе), находить средства для проверки этих гипотез.
Отличать известное от неизвестного, знание о своем
незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для
успешных действий; Критично (но не категорично)
оценивать мысли и действия других людей. Создавать
вокально-словесные художественные образы.
Развитие словесно- Читать графический язык, работать со схемами, таблицами,

27

логического
мышления.

28

Индивидуальность
и неповторимость
личности.

29

Знакомство с
миром профессий,
их видами и
типами.
Составление карты
выбора профессии.

30

31

32

3334

графиками, моделями. Реконструировать известные и
создавать новые объекты. Выдвигать и проверять гипотезы
о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной
литературе), находить средства для проверки этих гипотез.
Отличать известное от неизвестного, знание о своем
незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для
успешных действий. Критично (но не категорично)
оценивать мысли и действия других людей. Создавать
вокально-словесные художественные образы
Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его
для решения познавательных задач. Оценивать себя и своё
поведение. Давать нравственную оценку явлениям
социальной действительности, извлекать социальную
информацию из стихотворных и фотоисточников, объяснять
несложные социальные связи. Оценивать свое положение в
системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я».
Знакомство с классификацией профессий, с различными
видами труда, перечнем трудовых действий и качеств
личности, как основами выбора профессии.
Исследовать через самодиагностику свойства личности:
способности, интересы и склонности, характер,
темперамент, тип интеллекта. Соотнесение полученных
результатов с профессиональным выбором.
Знакомство с профессионально важными качествами
личности. Соотносить ПВК с конкретными профессиями.
Определить«формулу» будущей профессии.
Соотносить свои индивидуальные особенности с
требованиями конкретной профессии.

Знакомство с
формулой
профессии.
Соотнесение
интересов,
склонностей и
способностей с
требованиями
профессий.
Подведение итогов Оценивать свой личный социальный опыт, применять его
курса. Рефлексия
для решения познавательных задач.
(лист достижений).
Итоговая
диагностика уровня
интеллектуального
и личностного
развития
обучающихся.
9 класс

№

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

п/п
1

Вводное занятие

Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и
законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт
собственной познавательной деятельности, оценивать
социальную информацию, планировать учебную

2-3

4-5

6

7

8-9

1011

1213

1416

1719

деятельность.
Стартовая
Анализировать собственный результат.
диагностика
интеллектуальной и
эмоциональноволевой сфер.
Общаться - это
знакомство с приемами общения; продолжение работы по
легко.
самоанализу, совершенствованию умений эффективного
общения, коммуникативных навыков. Моделирование
ситуаций. Поиск необходимой информации в различных
источниках. Составление правил «Эффективного общения».
Какая бывает
Осуществлять самостоятельный информационный поиск,
информация?
систематизировать ее по заданным признакам, видеть
информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное
в информационном сообщении. Интерпретировать
информацию, понимать ее суть, адресную направленность,
цель информирования. Визуальную информацию
переводить в вербальную знаковую систему и наоборот.
Как лучше подать
Аргументировать собственные высказывания, находить
информацию?
ошибки в получаемой информации и вносить предложения
по их исправлению. Воспринимать альтернативные точки
зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против
каждой из них. Самостоятельно трансформировать,
представлять информацию, видоизменять ее объем, форму,
знаковую систему, носитель и др.
Барьеры на пути
Аргументировать собственные высказывания, находить
информации.
ошибки в получаемой информации и вносить предложения
по их исправлению. Воспринимать альтернативные точки
зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против
каждой из них. Самостоятельно трансформировать,
представлять информацию, видоизменять ее объем, форму,
знаковую систему, носитель и др.
Стили общения.
Классифицировать и давать характеристику стилей общения
(в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные
диалоги, определять, какой стиль общения в них
представлен; выделение особенностей понятия «манера
общения»; классифицировать манеры общения; просмотрев
видеофрагменты, определить, какая манера общения в них
представлена.
Что такое
Отработка навыков "я-высказываний", способствующих
конфликт?
разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных
стратегий разрешения межличностных конфликтов,
позволяющих не только конструктивно решать
возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.
Знакомство и
Выполнение упражнений направленных на тренировку
отработка методов внимания.
тренировки
внимания.
Знакомство и
Выполнение упражнений направленных на тренировку
отработка с
эффективного запоминания.
методов
тренировки

20

2122

2324
25

2627
28

29

30
31

32

33

34

эффективного
запоминания.
Знакомство с
методами
тренировки
мышления.
Отработка навыков
тренировки
сложных форм
мышления.
Развитие
творческого
мышления.
Развитие
логического
мышления.
Установление
закономерностей.
Развитие словеснологического
мышления.
Знакомство с
профессиями,
востребованными в
стране, регионе.
Учебные заведения
региона.
Определение типа
будущей
профессии.
Зависимость
жизненных планов
от состояния
здоровья.
Составление
индивидуальной
траектории
профессионального
развития.
Подведение итогов
курса. Рефлексия
(лист достижений).
Итоговая
диагностика уровня
интеллектуального
и личностного
развития
обучающихся.

Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить.
Составление плана решения данной ситуации, обсуждение
внесение корректив.
Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или опровергать их.
Анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и
логические противоречия в абстрактных суждениях.
Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или опровергать их.
Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или опровергать их.
Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих
посылок строить гипотезы, проверять или опровергать их.
Работа с разными информационными системами. Анализ
полученной информации, формулирование выводов.
Работа с разными информационными системами. Анализ
полученной информации, формулирование выводов.
Работа с разными информационными системами. Анализ
полученной информации, формулирование выводов.
Разработка мини-проекта «Моя будущая профессия».
Самодиагностика. Работа над проектом «Моя будущая
профессия», внесение необходимых корректив.
Защита проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение,
самооценка.

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его
для решения поставленных задач.

Литература:
1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации
учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.
2. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
НТЕРПРАКС
3. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы.
Москва: Ось-89. – 128 с.
4. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.
5. Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ:
Издательство «Речь».-336с.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:
ВЛАДОС
7. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В.
Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис. – 208 с.
8. Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе.
Методическое руководство. Санкт – Петербург.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».